Иудаизм: основные идеи. История иудаизма

Здравствуйте, друзья. Интересно ли вам узнать о древнейшей религии мира, сохранившейся до наших дней? О ее принципах, основах, заповедях и секретах, об истории развития и этапах становления? Возможно вы хотите поехать в Израиль и совершить экскурсию по святым местам?

А может вам приходилось слышать нелепое мнение непросвещенных о том, что иудаизм имеет общие корни с Иудой, предавшем Христа? Или у вас есть другие вопросы относительно этой темы?

Если да, то мы удовлетворим ваше любопытство, и после прочтения этой статьи все станет предельно ясно.
Иудаизм - это вера (религия) еврейского народа. Иногда используется термин «иудейство» или «иудейская религия». Для начала сделаем небольшой исторический экскурс.

История иудаизма

Само слово «иудаизм» образовалось от термина «колена Иуды». Что это такое? Дело в том, что израильский народ «вырос» из колен израилевых (племен) потомков сыновей патриарха Иакова. А было их у него, не много не мало, а двенадцать! Родились сыновья от четырех разных женщин: двух жен и двух их служанок (да, и такое бывает). Четвертым сыном был Иуда.

Согласно священному писанию, Иуда сыграл особую роль в становлении израильского народа. Его имя легло в основу названия религии и всего еврейского народа, на иврите и других языках это название звучит как «иудеи».

История иудейства охватывает более трех тысяч лет, эта религия считается самой древней из тех, что сохранилась до наших дней. Иудаизм относится к монотеистическим религиям, это значит, что приверженцы его верят в одного Бога.

Согласно науке, изучающей религию, философию, культуру и социальное развитие иудейского народа, иудаике, за всю историю развития иудейской веры насчитывается четыре больших этапа:

1) Библейский период (с 20 по 6 век до нашей эры).

В это время еще не было письменности и летоисчисления, поэтому все знания и религиозные понятия передавались из уст в уста и носили скорее мифологический характер. Даже когда появилась священная книга, ее еще не называли Библией. Это было иудейство священников и пророков.

2) Иудаизм Второго Храма или эллинистический. (с 6 века до нашей эры по 2 век нашей эры).

Этот этап начался после того, как еврейский народ вернулся в Палестину из Вавилонии (куда насильно была переселена большая его часть). В Вавилонском плену они находились с 598 по 539 года до нашей эры.

Среди современных религиоведов широко распространено представление о том, что иудейская вера основана на принципе союза Бога с израильским народом, который им был заключен на горе Синай в эпоху Моисея. Второй этап иудаизма считается книжным в отличие от первого. Тогда еще распространены были жертвоприношения и другие древние обряды.

Первосвященника, записывающего священные писания звали Ездра (в исламе его называют Узайр). Он воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы (закона Моисея), написал священную книгу Ездры.


Во времена Второго Храма широкое распространение получил так называемый мессианский иудаизм. Его постулаты основаны на вере еврейского народа в Мессию. Когда появился Йешуа (Иисуса из Назарета) его вере последовали десятки сотен евреев. После смерти Йешуа на кресте и его воскрешения, это течение завладело и другими народами, со временем постепенно преобразовавшись в христианство, имевшее мало чего общего с мессианским иудаизмом.

3) Талмудический (раввинисткий или раввинизм) иудаизм (со 2 до 8 века нашей эры).

После того, как был разрушен Второй Храм, настал талмудический этап развития иудейства. Обряды жертвоприношения изжили себя и прекратились.

В основе этого периода лежала вера в то, что главный священный текст иудаизма — Письменная Тора (Пятикнижье Моисея и его Десять заповедей) содержит еще и устные пояснения и законы, которые не были записаны, и передавались между поколениями из уст в уста. Они назывались еврейским народом Устной Торой (или Талмудом). Устная Тора является своего рода дополнением к Письменной Торе (главному священному писанию иудаизма).

4) Современный иудаизм (с 1750 года до нашего времени).

Основные течения современного иудаизма ведут свое начало со времен раввинизма.
В настоящее время приверженцев иудаизма насчитывается около пятнадцати миллионов человек, из них около 45% приходится на жителей Израиля, около 40% проживают в Канаде и Соединенных штатах Америки, остальные преимущественно в Европе.


Основные течения современного иудаизма - это ортодоксы, реформисты и консерваторы. Чтобы эти слова не остались висеть в воздухе пустым звуком, мы кратко поясним суть каждого.

Ортодоксальный иудаизм

Центральным звеном ортодоксального иудаизма является Галаха. Итак, галаха - это совокупность законов и правил иудейского права который регламентирует жизнь евреев во всех отношениях (семейную, религиозную, общественную и культурную). Это те законы, которые содержатся в Торе и Талмуде и которым представители ортодоксального иудаизма следуют строго и неустанно. В Галахе также содержится правовые решения и законы раввинов, диктующие правила поведения.

Эти законы подразделяются на пять основных групп:

  1. это законы Письменной Торы, трактуемые в соответствие с Устной Торой;
  2. законы, оснований которых нет в Письменной Торе, но они тоже получены Моисеем (Моше) на горе Синай;
  3. законы, которые выведены мудрецами на основании анализа Письменной торы;
  4. законы, которые мудрецы установили для того, чтобы оградить иудеев от нарушения законов Письменной Торы;
  5. предписания мудрецов, призванные регулировать жизнь еврейских общин.


Развитие Галахи продолжается и в настоящее время, считается, что в Торе есть ответы абсолютно на все вопросы, возникающие перед еврейским народом.

Ортодоксы выступают против каких бы то ни было нововведений в религию.

Реформистский иудаизм (иногда его называют прогрессивный или современный иудаизм)

В противовес учению ортодоксального направления, представители реформистского иудаизма выступают за нововведения и обновления. Возник прогрессивный иудаизм в девятнадцатом веке в Германии. Его приверженцы считают, что старые этические заповеди должны быть сохранены, а от ритуальных стоит отказаться. Что и было сделано. Ритуал божественной службы подвергся реформации, а именно: служба велась на немецком языке, перестали трубить в шофар (ритуальный рог), не требовалось во время молитвы ритуальных одежд, женщины были признаны равными мужчинам во всех религиозных вопросах.

По мнению реформистов, религия должна развиваться и совершенствоваться, подстраиваясь таким образом под дух современности. Справедливость, милосердие и уважение к близкому - это тот путь, по которому следует движение реформистского иудаизма.

Консервативный иудаизм

Консервативный иудаизм возник в Европе, а точнее Германии на несколько десятков лет позже, чем реформисткий. Это «нечто среднее» (если можно так выразиться) между ортодоксальными и реформистскими взглядами. Его приверженцы являются сторонниками идеи компромисса между традиционными религиозными учениями и современными.


Идеи консервативного иудаизма, однако, значительно «мягче», нежели ортодоксального. Например, представителей сексуальных меньшинств разрешено посвящать в сан раввина. Можно даже заключать однополые браки. Вот так-то, друзья! Вот вам и консерваторы!

Главными идеями этого течения являются следующие:

  • Галаха признается главным жизненным руководством;
  • К современной культуре отношение должно быть только позитивным;
  • Основам еврейской религии не придается фундаментального значения.

Заповеди иудаизма

В Торе прописаны не десять заповедей как в библии, а целых шестьсот тринадцать! Из них двести сорок восемь (столько костей и органов в теле человека) заповедей обязывают к тем или иным действия, а триста шестьдесят пять заповедей (это, как вы догадались, число дней в году) запрещают!


Мы не будем перечислять их все, но приведем самые интересные, необычные и нелепые (а есть среди них и такие):

  • «Муж должен оставаться с женой в течение первого года жизни в браке», вот так, на второй и последующий годы супружеской жизни оставаться, видимо, не обязательно.
  • «Если купил рабыню-еврейку необходимо на ней жениться либо женить на ней сына».
  • «Купить рабыню-еврейку». Обращая внимание на предыдущую заповедь, получается совсем без вариантов.
  • «Не селиться в Египте».
  • «Не царапать свое тело».
  • «На седьмой год необходимо прекратить обработку земли».
  • «Отказаться от всего, что вырастет на земле в седьмой год».
  • «Если в поле обнаружен труп человека и неизвестно, кто его убил, необходимо проломить голову телке». (На всякий случай поясним, что телка это, по всей видимости, корова).
  • «Для тех, кто совершил умышленное убийство, необходимо выделить города-убежища в количестве шести штук».
  • Кроме этого есть еще такие, как: не бриться лезвием, не ворожить, не гадать, не заниматься магией, не носить мужчинам женскую одежду и женщинам мужскую и ряд других заповедей.

Символы, атрибуты, традиции и святые места

Основными атрибутами иудаизма являются:


  • шофар (ритуальный рог, в него трубят на богослужении в Синагоге - центре религиозной жизни иудейской общины);
  • яд (так называется указка для чтения Торы);
  • Танах (священное писание);
  • кружка, предназначенная для омовения рук;
  • подсвечники;

Символы и традиции иудейской веры:

  • шема - молитва, которая состоит из четырех цитат из Пятикнижия;
  • соблюдение шабата - в иудаизме это седьмой день недели, в который нужно воздержаться от работы;
  • кашрут - свод правил, регламентирующий отношение к пище и другим отраслям жизни;
  • ношение кипы - еврейский национальный головной убор, небольшая шапочка, прикрывающая макушку, она символизирует смирение и преклонение перед Господом;
  • звезда Давида - еврейский символ, изображенный на флаге Израиля, представляющий собой шестиконечную звезду (два равносторонних треугольника наложены друг на друга, один углом вниз, другой вверх);
  • семисвечник Менора - золотой светильник, является древнейшим символом иудаизма и религиозной эмблемой еврейского народа;
  • лев - символ иудейского колена.

Святые места:


  • На высоте семисот семидесяти четырех метров над уровнем моря возвышается над старым городом Иерусалимом Храмова Гора (это четырехугольная площадь, огороженная высокими стенами), и примерно на столько уходит она в глубину под землю. По настоящее время там ведутся активные раскопки. На Храмовой горе находился Первый, а затем и Второй Храм. Согласно иудейской вере, в будущем там будет возведен Третий Храм. В настоящее время там выстроены мусульманские религиозные постройки - мечеть Аль-Акса и Купол Скалы (это третьи по значимости мусульманские святыни).
  • Стена Плача (другие ее названия Западная гора или А-Котель) - главнейшая святыня иудейской веры. Она расположена вокруг уцелевшего западного склона Храмовой горы. По приданию, желания, написанные на листочке и оставленные в Стене Плача непременно сбудутся. Ежегодно паломники со всего земного шара оставляют свои сокровенные пожелания с верой и надеждой ожидая их исполнения. Так, что если собираетесь посетить Израиль, заранее правильно сформулируйте свои желания, ибо они имеют свойство сбываться!

Если, дорогие читатели, данная статья лишь подогрела ваш интерес к иудейской религии, древних обычаях, святынях.

Если вы хотите узнать еще больше , углубиться в историю, а возможно, проследить связь иудаизма с христианством и другими религиями, советуем вам прочитать книги, заказать которые можно легко, просто перейдя по соответствующим ссылкам:

Удачи вам и занимательного чтения.
Подписывайтесь на наши обновления, делитесь с друзьями.
Всего вам доброго.

Страница 1

Одной из очень древних религий, сохранившихся до нашего времени (хотя в несколько измененном виде), является национальная религия евреев - иудаизм. Истоки ее относятся ко II тысячелетию до Р. Хр. Зародившись как политеистическая религия, иудаизм к середине I тысячелетия до Р. Хр. трансформировался в религиозную систему с достаточно строгим единобожием.

Первоначально область распространения иудаизма была весьма узкой и почти не выходила за пределы такой небольшой страны, как Палестина. Содержавшееся в иудаистском вероучении положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению иудаизма среди других народов: истории известны лишь несколько случаев принятия этой религии значительными группами нееврейского населения, и фактически она осталась религией одних евреев. Вместе с тем своеобразие исторических судеб этого народа, несколько раз изгонявшегося со своей территории, привело к широкому расселению иудаистов по разным странам мира.

Важнейшим догматом иудаизма является вера в единого бога Яхве (Иегову). Иудаисты верят также в богоизбранность евреев. Согласно иудаистскому вероучению, Яхве заключил с еврейским народом особые договоры - заветы, в соответствии с которыми передал им власть над Палестиной, а евреи обязались почитать только Яхве и выполнять его заповеди.

Веря в бессмертие души, иудаисты ждут приход небесного избавителя мессии, который должен сотворить праведный суд над живыми и мертвыми, и привести праведников в землю “обетованную”. Грешники же будут брошены в ад.

Священным писанием иудаистов является Танах1. Эта священная книга в основном идентична христианскому Ветхому Завету, хотя традиция деления ее на части у христиан и иудаистов разная.

Иудаисты обычно делят книги Ветхого Завета на три отдела. Первый отдел - Тора (Закон) - состоит из пяти книг (почему и называется также Пятикнижием): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Второй отдел -Небиим (Пророки) - содержит 21 книгу: Иисуса Навина, книгу Судей израилевых, первую и вторую книги Самуила (соответствуют в православной традиции первой и второй книгам Царств), первую и вторую книги Царей (у православных - третья и четвертая книги Царств), книги Исаии, Иеремии и Иезекииля и 12 книг так называемых малых пророков. Третий отдел - Кетубим (Писания) - включает 13 книг: Псалмы (у православных - Псалтирь), Притчи Соломоновы, книгу Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Проповедник (у православных - Екклезиаст), Эсфирь (Есфирь), книги Даниила, Эзры (Ездры) и Неемии, первую и вторую книги Хроник (у православных - первая и вторая книги Паралипоменон).

Большое значение придают иудаисты и письменно оформленному в III -V вв. Талмуду, в котором дается толкование содержащихся в Танахе, и прежде всего в Торе, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. Талмуд делится на две части: Мишну и Гемару. Мишна непосредственно толкует Тору, а Гемара разъясняет Мишну.

В обрядах иудаизма важное место занимают молитва, обрезание, омовение.

Для иудаизма характерно большое число этических предписаний верующим (включая разные запреты). Это, в частности, строгие требования к выбору и приготовлению пищи. Иудаист может есть только определенные виды мяса (не разрешены свинина, конина, зайчатина и др.), причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты (в соответствии с заповедью “не вари козленка в молоке матери его”). Иудаист не может работать в субботу, дотрагиваться перед субботой до металлических предметов, зажигать и гасить свет, ему запрещено одевать одежду из разных тканей, носить карманы выше пояса. Мужчины должны всегда покрывать голову.

Местом собрания иудаистов является молитвенный дом - синагога. Возглавляет религиозную общину (также называемую синагогой) раввин -учитель религиозного закона, выполняющий, кроме того, судейские функции. Священников и храмов (в строгом значении этих слов) в иудаистской религии сейчас нет.

Иудаизм, в зависимости от степени следования его сторонниками традиции, делится в настоящее время на несколько ветвей: ортодоксальную, стремящуюся сохранить иудейскую религию со всеми ее средневековыми традициями; консервативную, предлагающую сочетать соблюдение положительных элементов иудаистской традиций с приспособлением к современным условиям; реформированную, призывающую к замене иврита в молитвенниках на языки, являющиеся родными для верующих, к ликвидации перегородок, отделяющих в синагогах мужчин от женщин, к отказу от жестких правил, касающихся пищи, и к другим новациям (вплоть до посвящения женщин в раввины); реконструктивистскую, объявившую своей целью возрождение иудаизма в его первоначальном виде и придающую большое значение не только религии, но также этике и культуре.


Промысловый культ
Помимо тех духов, которые нужны шаманам для врачевания болезней, существуют духи - хозяева природы. Как и у народов Азиатского Севера, представления о духах-хозяевах тесно связаны с промысловым культом. По верованиям эскимосов, каждый пр...

Истоки и особенности современных тоталитарных сект
«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, тёмных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе»*. На ранних стадиях своего развития человек был ещё очень слаб. Он бал...

Православие
Одним из пяти основных направлений христианства является православие. В I тысячелетии обе ветви христианства - и восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, называли себя православными, или ортодоксальными (от гр. ...

Всем приветище! Иудаизм — одна из древнейших монотеистических религий, то есть такой, в которой существует только один Бог — творец всего сущего. Само название религии происходит от имени Иуды. Только это не тот человек, который предал Христа. Это ветхозаветный Иуда, о котором мало информации в источниках. Тем не менее его дети стали называться “коленом Иуды”, что дало название народу иудеям — евреям.

В этом посте расскажем кратко об этой религии

Основные книги Иудаизма

Иудаизм — ветхозаветная религия, основной книгой которой является “Ветхий завет” Библии. В этом творении особо почитаются иудеями два текста: “Тора” и “Пятикнижие”. Эти тексты происходят непосредственно от Моисея (в иудейской транскрипции — Мойши). Эти два текста полностью регламентируют жизнь правоверного еврея (иудея). При этом для он должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, в то время как для нееврея достаточно исполнения семи:

  • Идолопоклонство — грех! Надлежит верить только в единого Бога.
  • Богохульство — грех! Негоже осквернять имя Всевышнего.
  • Грех убийства (“Не убий”),
  • Грех воровства (“Не укради”)
  • Грех прелюбодеяния (“Не прелюбодействуй”)
  • Грех употребления плоти живого животного.
  • Суд должен быть справедлив.

Как нетрудно догадаться, эти грехи (запреты) вошли и в христианскую систему ценностей под названием “смертные грехи”, то есть те, которые оскверняют саму душу.

Основные религиозные принципы Иудаизма

  • Существует только один-единственный Бог, которому надлежит поклоняться.
  • Бог — это не просто некий высший разум или что, он — абсолютный источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости, высшее начало — так сказать.
  • Все равны перед этим Богом независимо от расы, пола, вероисповедания.
  • Вместе с тем миссия иудеев — просвещение человечества о божественных законах.
  • Жизнь — это диалог Бога и человека. Этот диалог ведется как на индивиудальном уровне, так и на уровне наций (национальной истории), так и на уровне всего человечества.
  • Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, потому как человек признается бессмертным существом (на уровне души), которое Бог создал по своему образу и подобию.
  • Иудаизм — в чем-то идеалистическая религия, поскольку предполагает примат духовного начала над материей.
  • Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвращение заблудшего человечества на божьи законы.
  • В Иудаизме наличествует также учение о воскресении мертвых в конце истории человечества. Это учение получило название “эсхатология”.

Как видно, между Иуадаизму, Христианством и даже Исламом — существует серьезное сходство, которое просто нельзя игнорировать. Можно даже утверждать, что эти мировые религии появились благодаря Иудаизму. И в этом смысле миссия иудеев весьма рьяно реализуется! Как Вы считаете?

Немного истории

История этой вкратце представляет собой смену следующих стадий развития Иудаизма:

  1. Библейский иудаизм, которые имел место быть с 10 по 6 века до новой эры. Бог там называется Яхве, и он довольно жесток: вспомните как он говорил Иосифу убить своего сына Авраама, а затем смилостивился — так проходил проверку один из последователей веры в одного Бога.
  2. Храмовый иудаизм — это период с 6 века до новой эры по 2 век новой эры. Он также в себя включает эллистическую (античную) версию этой веры. Эта ветвь, как и предыдущая, связана с историей иудейского (еврейского народа) и оформилось, когда они вернулись в Палестину и отстроили второй главный храм. В этот период появился обряд обрезания и почитание субботы. Именно с этой версией этой религии и столкнулся сам Иисус из Назарета, когда говорил, что не суббота для человека, а человек для субботы.
  3. Талмудический иудаизм господствовал со 2 века новой эры по 18 век, точнее до 1750 года. Другое название — раввинизм. Именно поэтому правоверных евреев иногда называют раввинами. Эта версия вероучения известна возвеличиванием Талмуда: дескать Мишна чуть чуть отстранила евреев от Бога, поэтому следует теперь почитать изначальную версию учения, которая дана в Торе и Пятикнижии.
  4. Современный иудаизм — это версия вероучения с 1750 года по настоящее время.

Как нетрудно заметить, история евреев — это самый реальный признак всевластия духа над материей. Это доказывает тот факт, что этот народ с самого своего появления четко знал, где должно быть их государство. И это государство образовалось, пусть и не мирным путем в 1948 году. Более детально смотрите тут.

С уважением, Андрей Пучков

Солтан ФАРЗАЛИЕВ

Солтан Фарзалиев , старший преподаватель кафедры арабской филологии Бакинского государственного университета (Баку, Азербайджан).

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИУДАИЗМА НА КАВКАЗЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена исследованию одной из малоизученных страниц Кавказа - истории распространения иудаизма в этом регионе. Рассматриваются основные версии и волны миграции евреев на Кавказ, а также сложившиеся здесь наиболее известные еврейские общины.

Введение
Основные догматы иудаизма

Кавказ - один из регионов мира, на территории которого наряду с исламом и христианством распространен иудаизм, который, как и упомянутые религии, относят к монотеистическим вероисповеданиям. У этих трех конфессий много общего как по географии происхождения, так и относительно теологической системы. Еврейская Библия (Ветхий Завет, или Танах) стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют ее к своим важнейшим религиозным текстам. Она имеет много общего и с Кораном. Ветхий Завет включает в себя Тору (Учение), Невеим (Пророки) и Кетувим (Писания). Наиболее авторитетная часть Ветхого Завета - Тора.

Наряду с Ветхим Заветом основу иудаизма составляют и другие священные книги евреев. К наиболее важным из них относится Талмуд - свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений. Если Ветхий Завет стал основным текстом христианства, то Талмуд представляет интерес только для евреев; он - основа всей практики и богословия в иудаизме - включает Мишну (толкование Торы) и Геммару (толкование Мишны), правовые (Галаха) и фольклорные (Аггада) толкования библейских текстов.

Главные догматы иудаизма таковы: признание единого бога (Яхве), вера в небесного избавителя (мессию), святость Ветхого Завета и Талмуда, исполнение предписаний которых обеспечивает вечное блаженство в загробной жизни. В иудаизме большое место занимают молитвы, посты, обряд обрезания, многочисленные праздники: Пасха (Песах), Пятидесятница (Шавуот), Судный день (Йом кипур), Праздник освящения (Ханука), Праздник жребия (Пурим), Новый год (Рош хашана) и другие. Еженедельным праздничным днем является Суббота (Шаббат) - день отдыха.

Большое значение в иудаизме имеет система запретов на пищу (кашрут). Так, нельзя вкушать мясо свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи.

Центром религиозной и общественной жизни в иудаизме является синагога, ее характерный атрибут - семисвечник (менора ), копирующий светильник Иерусалимского Храма. Поскольку Бог, по вероучению иудаизма, не имеет образной формы, любые его изображения, а также изображения людей в этой вере запрещены. Богослужение в синагоге включают индивидуальную и общую молитвы, чтения Торы и песнопения. По субботам и во время праздников произносят проповеди.

Принято считать, что иудаизм - религия еврейского народа, поэтому многие исследователи историю распространения иудаизма на Кавказе пытаются связать с историей первых поселений евреев семитского происхождения, якобы прибывших в регион из древнего государства Израиль.

Версии распространения иудаизма в регионе

В литературе высказывались разные мнения о происхождении современных горских евреев, исповедующих иудаизм. По одной из версий, предками кавказских горских евреев были пленники, уведенные ассирийцами из столицы северного Израильского царства Самарии в 696 году до н.э. или после разрушения Первого Храма (586 г. до н.э.), а затем насильно переселенные в горы Мидийские, которые у них ассоциируются с Кавказом .

Согласно "Истории Грузии" царевича Вакуштия , после разрушения Навуходоносором Иерусалима, часть изгнанников прибыла в Грузию, где просила наместника Мцхеты дать им место для поселения. Царь согласился и назначил им участок на реке Занав, который из-за уплачиваемой евреями дани назвали Керк (дань).

По другой версии вышеупомянутой "Истории Грузии", начало еврейского поселения в регионе относится к периоду Второго Храма, приблизительно ко времени возникновения еврейской диаспоры в Крыму, когда после его разрушения (в 70 г. н.э.) еврейские беженцы якобы поселились там вместе со своими единоверцами, пришедшими до того.

Не исключено, что первыми адептами иудаизма на Кавказе на самом деле стали евреи-семиты, прибывшие когда-то в регион в качестве торговцев, ростовщиков, купцов, либо миссионеров-раввинов. Так, грузинские источники указывают на пребывании евреев в Мцхете (древней столице восточно-грузинского государства Картли) в начальные века новой эры. Согласно этим источникам, первыми распространителями христианства в Грузии в начале IV века были еврей Эвьятар (Абиатар) из Урбниси и его сестра Сидония, причисленные Грузинской православной церковью к лику святых, а также еврейка Саломея - автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии.

Современная историография распространения иудаизма на Кавказе выдвигает несколько версий. Одна из них связывает появление первых иудейских общин не с евреями - семитами, прибывшими из Израиля, а с народами нееврейского происхождения, принявшими в силу тех или иных исторических обстоятельств в качестве религиозной веры иудаизм.

В связи с этим особый интерес вызывает теория появления на Кавказе первых общин горских евреев, исповедующих иудаизм и впитавших в этнокультурном плане элементы культуры кавказских народов. Эта специфика и сегодня отличает горских евреев от других еврейских групп.

В исторической литературе есть несколько версий и гипотез происхождения горских евреев Кавказа. Согласно одной из них , наиболее ранняя еврейская община в регионе основана в VI веке выходцами из юго-западных областей Сасанидского Ирана. Версия основывается на отрицании семитских корней у горских евреев и постулировании их этногенетических связей с иранскими татами, принявшими иудаизм и переселенными на Кавказ сасанидским царем Хосровом I Анушированом (531-579 гг. н.э.). Другая версия сводится к тому, что предками горских евреев были якобы персы, принявшие иудаизм после своего переселения на Кавказ под влиянием хазар. Основой для появления и развития указанных версий, возможно, стало родство между татским и горско-еврейским языками.

Наконец, сторонники третьей версии придерживаются противоположной точки зрения, утверждая, что горские евреи и таты, несмотря на их языковое родство, этнически разные народы, переселенные на Кавказ в одно и то же время, именно в период правления сасанидского царя Хосрова I Ануширавана, после подавления в VI веке н.э. известного в истории Ирана движения маздакидов. Так, согласно еврейскому документу IX века "Седер Олам Зута", в этом движении участвовали наряду с персами и евреи Вавилонии. Хосров I Анушираван жестоко расправился с лидерами движения, что же касается его рядовых участников - персов и евреев, то, согласно существующей в литературе гипотезе, их выселили на Кавказ. А общее число евреев и персов, переселенных Анушираваном Хосровом, достигало 200 тыс. чел. Эти данные основаны на сведениях средневековых арабских авторов, согласно которым Хосровы заселили многие территории Кавказа персами-маздакитами и евреями. Потомки первых из них - современные кавказские таты, вторых - горские евреи, что подтверждают и некоторые горско-еврейские предания. Так, Лев Гумилев писал, что "уцелевшие (от преследований Сасанидов) маздакиты бежали на Кавказ, и тогда на широкой равнине между Сулаком и Тереком появилась группа иудеев, соблюдавших субботу и обрезание, но забывших все прочие законы. Они мирно соседствовали с хазарами и ходили вместе с ними в походы" .

Исторические условия, в которых приходилось существовать татам и горским евреям, обусловили особенности эволюции иудаизма на Кавказе. Исследователи пишут о том, что евреи-маздакиты происходили из тех слоев, религиозные представления которых сочетали в себе элементы демонологии соседних семито- и персоязычных народов. К числу таких заимствований можно отнести представления о Дедей-Ол, Неней-Ол, Сер-Ов и другие.

В течение веков проживавшие среди народов Кавказа таты и горские евреи восприняли (в числе прочего) большинство традиций местных религиозных верований, обрядов, обычаев и праздников. Этот факт историки заметили еще 100 лет назад при изучении быта горских евреев в селах Маджалис, Янгикент, Тарки, Дургели, Эрпели, Араге, Жараге, Билдахи. С точки зрения религиозного синкретизма наиболее интересны ритуалы, связанные с обожествлением огня, верой в его очистительную силу, а также празднование начала весны - Шагме весал (весенний костер).

Достаточно любопытны также сведения о взаимовлиянии иудейства и хазарских культов. По сообщениям хазарского царя Иосифа, в Хазарию пригласили еврейских ученых, которые разъясняли тамошним правителям Тору, Мишну и Талмуд. Важно отметить и то, что хазары приняли многие иудейские традиции - обрезание, соблюдение Субботы и праздники: Суккот (Куши), Пасха, Новый год, Судный день, Симхат-Тора, Ханука, Пурим, Лаг-Баомер. Сохранились сведения и о том, что хазарский князь Булан приобрел предметы иудейского культа и начал строить храмы.

В литературе встречается и хазарская версия распространения иудаизма на Кавказе. Хотя наука не располагает точными данными о хазарах, некоторые сведения об этом народе имеются в описаниях арабских путешественников и византийских историков, а также в письменных источниках соседних народов.

Многие исследователи, занимавшиеся историей Хазарского каганата, ссылаются на известную "хазарскую переписку" знаменитого визиря кордовских халифов Хасдая ибн-Шапрута (915-970 гг.), способствовавшего расцвету еврейской культуры в арабской Испании, с царем-иудеем Хазарского каганата Иосифом. Последний писал, что он происходит из рода Тогармы, сына Яфета и внука Ноя (в древнееврейской литературе тогармой, или тогаром, именовали все тюркские народы). У Тогармы было 10 сыновей, одного из них звали Хазаром, от которого, как считается, и пошли хазары. В своем ответе Иосиф, однако, пишет, что хазары не потомки древних израильтян, как полагал Хасдай, а тюркский народ, принявший иудаизм .

Тем не менее первые сведения о хазарах появились в VI веке н.э. Предполагается, что на территорию нынешних северокавказских республик РФ они пришли вместе с тюркскими кочевыми племенами и после распада Западно-Тюркского каганата (царства) создали мощное государство Хазарский каганат (650-965 гг.), территория которого простиралась от степей Восточной Европы, Поволжья и Придонья. Язык хазар неизвестен. Дошедшие до нас их личные имена и названия схожи с тюркскими диалектами, с чувашским или монгольским языками. Большинство обнаруженных на территории Хазарии надписей - разновидности тюркского рунического письма .

Название "хазары" охватывало многие племена разного происхождения, остатки кочевых и полукочевых народов, прошедших через южнорусские степи, среди которых преобладали тюркские элементы. Так, по мнению С. Плетневой, Хазария - федеративный союз племен, возглавляемый хазарами . Л. Гумилев под термином "хазары" также понимал группу племен и народов. "Уже в VII веке термин "хазары" употреблялся как географически-политическое понятие, а затем стал обозначением всех подданных хазарского царя, входивших в хазарский племенной союз. В разные периоды его существования в него под общим названием хазары входили азовские и волжские булгары, кавказские и донские аланы, заволжские гузы, мадьяры-венгры, славяне и русы и многие другие" .

Однако хазарская версия распространения иудаизма на Кавказе не достаточно убедительна, поскольку до принятия хазарами иудаизма, в конце VIII века, на контролируемой ими территории "уже проживало большое количество еврейских общин, исповедовавших эту веру" . Вероятно, хазары приняли иудаизм под влиянием именно упомянутых общин, населявших к тому времени территорию современного Крыма, а также Дагестана и других республик Северного Кавказа. Это событие - результат длительного исторического процесса. Согласно сохранившимся источникам, первоначально иудаизм приняла хазарская знать во главе с царем Хазарского каганата. В литературе есть множество легенд, повествующих о причинах принятия хазарами иудаизма. Но наиболее вероятная из них, по мнению исследователей, политическая целесообразность, складывавшаяся в то время вокруг этого каганата.

Между тем для большинства исследователей происхождение государственности в Хазарском каганате, модель его политического устройства связаны с периодом пребывания хазар под властью турок. Иудаизм же, по их мнению, стал необходимым хазарской знати, чтобы быть независимой от мусульманской Персии на юге и христианской Византии на востоке. Однако некоторые исследователи (Артамонов, Захордер, Новосельцев, Плетнева и др.) склоняются к мысли, что иудаизм не был религией большинства населения Хазарского государства. Так, его знать исповедовала иудейство, а в средних и низших слоях были распространены ислам, христианство и язычество (традиционное верование монгольских и тюркских кочевников). Равноправие религий не нарушалось. Страна достигла высокого экономического уровня, развивалась торговля, через Хазарию проходили важные международные торговые пути, приносившие ей значительные доходы.

Все это способствовало тому, что к концу IX века число евреев в Хазарии сильно возросло вследствие притока эмигрантов из Византии и Персии, бежавших от преследований. "Стали стекаться к хазарам многие иудеи из разных мусульманских стран и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство" . Арабский путешественник аль-Масуди, побывавший в Хазарии в 854 году, писал: "Население столицы хазар состоит из иудеев, мусульман, христиан и язычников". А в "Книге стран" арабский географ Истахри отмечал: "...евреи составляют меньшинство, магометане и христиане - большинство" . В Хазарии жили хазары-прозелиты (принявшие иудаизм), а также евреи-переселенцы из Крыма, Византии и, видимо, других мест. Но их общая численность все же была гораздо меньше, нежели количество представителей других вероисповеданий, значительную часть которых составляли кочевники-скотоводы или поселенцы-земледельцы, исповедовавшие язычество. К тому же некоторые хазары, принявшие иудаизм, не соблюдали все иудейские обычаи и заповеди. Поэтому для собственно евреев они были скорее друзьями, чем братьями по вере, и уж в любом случае не единокровным народом.

После разгрома Хазарского каганата (968-995 гг.) объединенными силами Киевской Руси и Византии хазары рассеялись по южной Руси и постепенно растворились среди других народов. "Оставшиеся в Крыму хазары иудейского вероисповедания постепенно смешались с евреями и с караимами, которые были переселены туда из Константинополя" . Хазары восточной части страны приняли ислам и перешли под покровительство Хорезма. Не исключается, что часть иудейских хазар могла укрыться в горах Южного Кавказа среди своих единоверцев - предков нынешних горских евреев. Однако достоверных сведений на сей счет в источниках нет. Согласно историческим материалам, в 965 году значительная часть хазар обратилась в ислам . В связи с этим можно допустить, что лишь малочисленная группа иудейских хазар влилась в еврейские общины Кавказа, не оказав при этом заметного влияния на особенности уже сложившейся к этому времени горско-еврейской культуры.

Волны еврейской миграции в регион

Науке известно несколько этапов переселения евреев на Кавказ. Наиболее крупным - о нем упоминалось выше - стало переселение Хосровом I Анушированом иранских евреев в 520-530 годах. Кроме того, грузинские источники сообщают о массовом прибытии евреев в Западную Грузию в VI веке из Византии и о последующей миграции 3 тыс. евреев оттуда же в Восточную Грузию. Очевидно, это было связано с массовым бегством евреев из западных областей Грузии, находившихся под властью Византии, в которой евреев подвергали жестоким гонениям, в юго-восточные области Грузии, находившихся под властью персов, в то время относившихся толерантно к евреям.

О других подобных передвижениях сведений практически не сохранилось. Лишь относительно начала XVI столетия и XVIII-XIX веков выявлено еще две волны миграций. Так, уже в 1637 году наличие евреев в Дербенте отметил шлезвиг-голштинский посол Адам Олеарий, возвращавшийся из Персии на родину .А в 1670 году о дербентских евреях упоминал голландский путешественник Ян Стрейс . Судя по всему, община там возникла в первой трети XVII века. На это могут указывать два факта: 1) среди горских евреев селения Рукель, расположенного в 15 км к югу от Дербента, бытовало предание о том, что их квартал основали иранские евреи, переселенные персидским шахом Аббасом I (1587-1629 гг.); 2) следует принять во внимание и этимологию названия горско-еврейского селения Абасава (в 4 км к югу от Дербента - "Аббасовское селение)", а также то, что самые ранние памятники этого селения датируются второй половиной XVII века.

В этом можно увидеть доказательство того, что селение Абасава основано при шахе Аббасе I и названо его именем. Вполне логично и предположение, что первыми жителями Абасавы, как и еврейского квартала селения Рукель, были евреи, переселенные Аббасом I из Ирана. Но в таком случае и появление евреев в Дербенте можно связать с проводившейся Аббасом I политикой по созданию на Кавказе новых иранских колоний: факты свидетельствуют в пользу подобной гипотезы. Так, известно, что в Дербент и населенные пункты, расположенные к югу от него, Аббас I переселил значительное число выходцев из Ирана, большинство которых принадлежало к тюркским огузским племенам падар и баят. Кроме того, Аббас I стремился усилить роль Дербента в качестве важнейшего идеологического и экономического центра Восточного Кавказа. Наконец, известно о создании Аббасом I в Восточной Грузии еврейской колонии Фарахабад: как сообщается в хронике Аракела Тавризского , в 1613 году этот город был заселен еврейским военным отрядом, отличившимся в войне Ирана против Грузии.

Остатки Абасавы находятся к югу от Дербента, в небольшом ущелье, которое жители близлежащего татского селения Джалган именуют Еврейским. В 1800 году, во время празднования Песаха, селение подверглось нападению казикумухского хана Сурхая II. Многие жители были убиты, некоторые уведены в плен, а оставшихся - по приказу дербентского хана Шихали - переселили под защиту городских стен в Дербент. Они и положили начало современной еврейской общине города. Последователями иудаизма в Республике Дагестан Российской Федерации в настоящее время является немногочисленная группа верующих горских евреев и татов, представленная в основном людьми пожилого возраста. Сегодня в республике действуют лишь три синагоги и воскресная школа. Для сравнения: в 1869 году, по свидетельству И. Черного, в Южном Дагестане и Терской области проживало 1 493 семьи, исповедовавшие иудаизм, было 30 синагог и 39 синагогальных училищ, в которых служили 30 раввинов . Последователи иудаизма проживают в основном в крупных городах: Махачкале, Буйнакске, Дербенте и Хасавюрте. Для привлечения верующих евреев в синагоги созданы центры по отправлению ритуальных обрядов, изготовлению мацы, совершению похоронных обрядов. Синагоги тесно сотрудничают с еврейскими культурными центрами. Наряду с этим в городах создаются неформальные религиозные группы, принимающие на себя функции, свойственные официальным религиозным организациям. Посильную помощь общине и еврейским религиозным учреждениям оказывает Федерация еврейских общин СНГ. Негативное влияние на поддержку традиций иудаизма оказывает уменьшение численности местных горских евреев и татов, выезжающих на постоянное место жительства в Израиль. Ослабляют позиции иудаизма и усиливают отток евреев из Дагестана экономический кризис, политическая нестабильность, сложные межнациональные отношения на Кавказе, исламский экстремизм, военные действия в Чечне, тяжелая криминогенная обстановка и рост безработицы.

Третья волна значительных миграций иранских евреев на Восточный Кавказ связана с иранской областью Гилян, прилегающей к юго-западной части Каспийского моря. В силу не известных из источников обстоятельств в XVIII веке гилянские евреи начали переселяться в восточно-кавказские ханства. Причиной тому могли послужить военные предприятия все того же иранского полководца Надир-шаха.

Сами горские евреи называли новых переселенцев гилеки, то есть гилянцы, выходцы из Гиляна, а поскольку многие из них осели в Шемахинском ханстве, называвшемся также Ширванским, то их именовали и ширвони - ширванец, житель Ширвана. К началу XIX века многие из них переселились в Шекинское, Дербентское и другие ханства. Тогда же они основали и первую известную еврейскую общину города Баку. Несколько раньше, по всей видимости, еще в середине XVIII века, часть гилянских евреев осела в Еврейской Слободе (ныне поселок Красная Слобода) города Губы, где они основали квартал, который и сейчас носит имя Гилеки. Но если гилянские евреи, осевшие в Еврейской Слободе и жившие там в окружении горских евреев, прочно идентифицируют себя с горско-еврейской общностью, то у ширванцев эта связь проявляется не столь отчетливо, особенно у тех, предки которых в XIX веке мигрировали в Грузию. При этом надо отметить, что по сей день сохраняется близость говора ширванских евреев с другими говорами горско-еврейского языка.

Таким образом, кавказские евреи как особая часть еврейского мира сформировались на Кавказе в результате нескольких волн миграций, преимущественно из Ирана. Кстати, тот факт, что последние две волны приходятся на относительно недавнее время, отразился во многих элементах культуры горских евреев, в частности в их именнике. Если у любой этнической группы именник содержит до 200 мужских имен и около 50 женских, то у горских евреев выявлено свыше 800 мужских и около 200 женских (по состоянию на начало XX века) . Это можетговорить о том, что волн еврейских миграций на Кавказ было не три, а больше.

Еврейские общины на Кавказе

Первое упоминание о евреях Грузии содержится в летописи "Картлис Цховреба", которая и связывает появление евреев с разрушением Первого Храма . Археологическое свидетельство пребывания евреев на территории Грузии - могильные камни с надписями на древнееврейскои и арамейском языках близ бывшей столицы Грузии Мцхеты, датируемые III-IV вв. н.э. К сожалению, сохранилось очень мало сведений о судьбе грузинских евреев в Средние века, нет подробных описаний их жизни в эпоху независимости Грузии (1089-1213 гг.) при царе Давиде Строителе.

Одна из ее наиболее известных еврейских общин - грузинские евреи (эбраэли ). Они исповедуют ортодоксальный иудаизм сефардского канона, принятого еще во времена Османской империи и привезенного в Грузию в конце XV века евреями-сефардами из Испании. Хотя в грузинской исторической литературе название этнолингвистической группы грузинские евреи "ГЕ" применялось к евреям уже с XI века, сам термин "ГЕ" для обозначения членов данной еврейской общины укоренился лишь в начале XIX века, то есть после включения Грузии в Российскую империю. Тогда в соответствии с царскими указами было дано разрешение на поселение в Грузии негрузинских евреев, начавших прибывать сюда в основном из России. И уже в начале 1830-х годов в Грузии постоянно проживали несколько сотен российских ашкеназов. Согласно переписи 1897 года, из 18 574 евреев Грузии две трети составляли ашкеназы (12 540 чел.). Они же были большинством в двух самых больших еврейских общинах - Тифлисе и Батуми, лишь в третьей по величине общине (в Кутаиси) преобладали эбраэли. В Советском Союзе наибольшая концентрация грузинских евреев вне Грузии отмечалась в Баку. По переписи 1959 года, в СССР значилось 35 673 еврея, называвших родным языком грузинский .

Следует отметить, что различия в ритуалах, обычаях, бытовом укладе, отсутствие общего языка способствовали напряженным отношениям между евреями эбраэли и ашкенази. Так, в 1890-х годах в Тифлисе эта напряженность переросла в кризис: грузинские евреи отказались признать верховный авторитет ашкеназского раввина города, признанного властями главным раввином всех евреев в этом административном центре Кавказского наместничества.

Со второй половины XIX века в Тифлисе проживали персидские евреи, выходцы из Мешхеда, у которых была своя синагога. В Грузии также жили высланные на Кавказ субботники и имевшие в Тифлисе синагогу геры.

По данным переписи 1926 года, в республике проживало 30 534 еврея, из которых 20 897 составляли грузинские евреи, а 9 637 - в основном ашкеназы. При этом персидских евреев не учитывали, так как их относили к иностранным подданным. Резкое снижение числа ашкеназов в составе евреев Грузии по сравнению с данными переписи 1897 года объясняется значительной их эмиграцией (главным образом в США) в первые десятилетия XX века, которая почти не затронула грузинских евреев . Однако с 1930-х годов и особенно с начала Второй мировой войны количество ашкенази в Грузии, главным образом в больших городах, вновь стало увеличиваться.

В советское время грузинские евреи-эбраэли считались самой религиозной группой евреев. Даже в период государственного гонения на религию, в их среде оставались крепкими традиции иудаизма.

В 1953 году в связи с известным "делом врачей" все синагоги республики закрыли. Занимавший несколько десятилетий пост главного раввина Тбилиси Хаим Купчан был арестован и осужден (позже реабилитирован). Однако через некоторое время тамошние евреи восстановили свои религиозные организации. В конце 1960-х - начале 1970-х годов в Грузии на 52 382 еврея (перепись 1970 г.), которые проживали в Кутаиси, Кулаши, Цхинвали, Гори, Они, Сачхере и других городах, функционировало 14 синагог.

Позднее, к концу 1970-х годов, 70% грузинских евреев выехали в Израиль. По данным переписи 1989 года, в республике насчитывалось 24 800 евреев, в основном ашкеназов, большинство из них (13 500 чел.) жили в Тбилиси .

В 1990-х годах начался процесс восстановления и развития религиозной жизни евреев республики. Так, в ее столице в собственность еврейских религиозных общин возвратили две синагоги, закрытые в годы советской власти; в Кутаиси - три; в Сухуми - две; в Ахалцихе - две, одну из них вновь закрыли в 1995 году из-за массового выезда евреев; в Батуми - две, одну из них закрыли в 1998-м по той же причине.

Развал Советского Союза, грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, внутренние столкновения в Грузии, тяжелое экономическое положение способствовали массовому выезду из республики как грузинских евреев, так и ашкеназов. Согласно переписи населения страны 2002 года, грузинских евреев, исповедующих иудаизм, было свыше 3 500 чел., 2 320 из которых проживали в Тбилиси. В начале 2000-х годов в республике проживали около 5 000 евреев, в основном в столице и Кутаиси, и по нескольку десятков человек - в Ахалцихе, Гори, Карели и Сурами .

С конца 1990-х - начала 2000-х годов в республике функционировали две основные общинные организации: Грузинская община ашкеназских евреев (Рахамим ) и Ассоциация грузинских евреев (Дерех йехуди ). Ныне в Тбилиси есть еврейская дневная средняя религиозная школа, несколько воскресных школ для детей и взрослых, йешива-колел "Ор эмет". В Тбилисском университете действует отделение иудаики. В настоящее время еврейская община страны насчитывает от 8 000 до 12 000 чел., проживающих в основном в столице.

В отношении территории современного Азербайджана имеются сведения, что до создания упомянутой выше Еврейской Слободы Губинского района еврейские кварталы уже были в таких населенных пунктах, как Чирахкала, Гусары, Рустов. Следует отметить, что еще в начале XVIII века на левом берегу Гудиял-чай (в 3 км от нынешней Слободы) находилось поселение горских евреев Кулгат, которое разрушили в результате набега Надир-шаха. Однако впоследствии жители этого селения заложили новый поселок, ныне известный как Красная Слобода. Наибольшего расцвета она достигла при Фатали-хане Губинском, который доброжелательно относился к еврейским поселенцам и защищал своих еврейских подданных от нападок и наветов. В память о Фатали-хане его именем названа центральная улица Красной Слободы.

В XVIII-XIX веках Еврейская Слобода была самым крупным горско-еврейским центром и в этом качестве сыграла значительную роль в консолидации различных горско-еврейских групп. В Красной Слободе проживали евреи переселенцы из персидской провинции Гилан, из Турции, Дагестана и т.д.

Выходцы из провинции Гилан составляли и основную часть евреев города Огуз. Так, в XIX веке они составляли треть населения этого города. Евреи жили также в Шемахе, Геокчае, Евлахе, аулах Мюджи, Мюджи-Гафтаран.

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный университет им. И. Канта

Исторический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

ИУДАИЗМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Студентки II курса

ОСП «Культурология»

Заочной формы обучения

Катаевой Т. О.

Калининград


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ………………………………….4

Эпоха Первого Храма…………………………………………………........5

Пятикнижие (Тора)………………………………………………………….7

Эпоха Второго Храма………………………………………………………9

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯ ЕДИНОГО БОГА………………………11

ПРАЗДНИКИ ПОСТЫ…………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи), наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия – одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).

Иудаизм - это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов. Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей , содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Также и всех правил выделяются семь, обязательных для исполнения всеми людьми: запрет Богохульства, запрет кровопролития, запрет воровства, запрет разврата запрет жестокости по отношению к животным, повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом. Канон священных книг иудаизма включает Тору(«Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала,хасидизм).

Начиная формироваться как религия Полистины иудаизм развиваться как религия не связанная с какой-либо территорией. Характерная черта иудаизма – замкнутость по национальному признаку. Одно государство, значит одна религия; люди, которые отказывались и не входили в эту систему считались как некая опасность.

Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Бога, единого универсального морального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи - народ, избранный Богом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз – “завет”. Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот ). За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля).

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю ("землю обетованную"), потомки Авраама попали в Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше ). Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору. Знаменуется начало существования евреев как единого народа, а иудаизма - религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев, названный именем Яхве ("Сущий", из бытия которого проистекает все), не имел ни изображений, ни храмов.

В XIII в. до н. э., когда израильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множество примитивных культов, обычных для кочевников. Лишь постепенно возникла израильская религия - иудаизм, в том виде, в каком он представлен в Ветхом завете. В ранних культах обожествлялись деревья, источники, звезды, камни, животные.

Следы тотемизма легко увидеть в Библии, когда речь идет о разных животных, но прежде всего - о змее и о быке. Существовали культы мертвых и предков. Яхве первоначально был божеством южных племен. Это древнесемитское божество представлялось с крыльями, летающим меж облаков и появляющимся в грозах, молниях, вихрях, в огне. Яхве стал покровителем племенного союза, созданного для завоевания Палестины, почитаемым всеми двенадцатью племенами и символизирующим связующую их силу. Прежние боги были частично отвергнуты, частично слились в образе Яхве (Иегова - более позднее литургическое переложение этого имени). Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет.

Эпоха Первого Храма

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога. В истории иудаизма начался новый, храмовый период , который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма.Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: жениться на вдове или разведённой и т.д.

В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет). Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти.

В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. Он развил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства, центром которого будет новый Иерусалимский Храм.

Новым в религиозной истории, характерным для иудаизма, отличительным его моментом является понимание отношения между богом и его “избранным народом” Израиля как отношения “союза”. Союз - это своего рода договор: народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога, он - “народ избранный” при условии, что останется верным, что будет следовать заповедям бога и, главное, не отступит от единобожия. Особенность иудаизма в том, что бог действует в истории своего народа.Своего рода конституцией этого союзнического отношения между Израилем и его богом является Закон, в котором Яхве выразил свою волю. Наряду с откровением бога в природе и истории стоит превыше всего Закон, в котором ясно и четко сформулирована в виде “заповедей” воля Господня.Вера в мессию в предсказаниях пророков становится основой иудаизма: мессия установит царство, где не будет вражды и страданий, где верные богу обретут мир и счастье, а грехи будут наказаны, свершится страшный суд.Иудаизм как “религия закона” столкнулся с тенденцией, проявлявшейся в том, что Закон превращался в нечто самодовлеющее, так что даже Яхве отступал в тень. Закон как бы становился обособленным от человека, превращался в нечто обладающее собственной логикой развития, так что его требования превращались в запутанный свод противоречивых предписаний; служение богу становилось равнозначным выполнению буквы Закона, не одухотворенному участием “сердца”.Религия сводилась тем самым в Израиле к чисто внешнему богослужению, в основе которого лежала уверенность в получении “справедливого” вознаграждения от бога за выполнение обрядов и следование предписанным нормам поведения.