Права и обязанности учредителя редакции сми. Цели и направления деятельности организации

Учредитель несет ответственность, предусмотренную кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за:

Не перерегистрацию свидетельства о регистрацию СМИ - ст 13.21 КоАП РФ

Не уведомление регистрирующего органа в связи с изменением адреса редакции СМИ, периодичности выпуска и максимального объема СМИ - ст 13.23 КоАП РФ

При не назначении главного редактора Учредителем СМИ, учредитель несет административную и гражданско-правовую ответственность вместо главного редактора.

В случае аннулирования свидетельства о регистрации СМИ или прекращения деятельности СМИ по иску регистрирующего органа, учредитель (соучредители солидарно) обязан оплатит государственную пошлину.

Учредитель несет гражданско - правовую ответственность в соответствии с уставом редакции СМИ (заменяющим устав редакции договором).

Кто такой учредитель СМИ

Как следует из термина, учредитель (соучредитель) средства массовой информации – лицо (группа лиц) , которое выступило учредителем средства массовой информации, для чего оформило документы, подтверждающие статус учредителя СМИ.

Статус учредителя средства массовой информации подтверждается:

    свидетельством о регистрации СМИ, в случае если СМИ подлежит регистрации

    уставом редакции СМИ или заменяющим устав редакции договором между учредителем и главным редактором СМИ

Понятие «Учредитель СМИ» не имеет ничего общего с понятием «Учредитель юридического лица».

Кто может быть учредителем СМИ

Лица, которые могут быть учредителями средства массовой информации, определены в ст. 7 Закона РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1

    Гражданин

    Объединение граждан

    Организация

    Государственный орган

    Орган местного самоуправления

При наличии нескольких учредителей (соучредителей), в соответствии со ст. 22 Закона О СМИ соучредители СМИ заключают Договор, которым определяются взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними (договор учредителей).

Исходя из ст. 7 Федерального Закона «О средствах массовой информации». Не может стать учредителем:

    гражданин, который не достиг 18-го возраста;

    гражданин, отбывающий по приговору суда наказание в местах лишения свободы;

    душевнобольной, признанный судом недееспособным;

    объединение граждан, учреждение, предприятие, организация, деятельность которых запрещена по закону;

    лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Не гражданин Российской Федерации либо лицо без гражданства могут быть учредителями СМИ, если имеют временную регистрацию на территории Российской Федерации.

Учредитель СМИ в случае учреждения теле- или радиоканала

При распространении СМИ путем кабельного, эфирного, спутникового, проводного вещания после регистрации СМИ необходимо получение лицензии на осуществление вещания.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О СМИ" вещателем может быть только юридическое лицо.

При учреждении теле или радиоканала необходимо заранее предусмотреть на какое юридическое лицо будет оформлена лицензия на вещание, дающая право распространять зарегистрированный теле или радиоканал.

Роскомнадзором выдаются универсальные лицензии и "обычные".

Универсальная лицензия даст право осуществлять вещание на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе, осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание.

Для получения универсальной лицензии юридическое лицо в последующем должно являться редакцией СМИ , что отражается в уставе редакции СМИ.

При учреждении теле или радиоканала юридическим лицом необходимо обратить внимание на требования, предусмотренные ст. 19.1 Закона РФ «О СМИ». Данной статьей установлены дополнительные требования, связанные с иностранным участием при учреждении непосредственно юридического лица.

Для вещания может быть оформлена обычная (неуниверсальная) лицензия. В такой лицензии будут прописаны ограничения по среде вещания и территории вещания. Учредитетелем СМИ, в данном случае, может выступить любое лицо (соответствующее ст. 7 Закона «О СМИ»). В последующем, при оформлении лицензии на вещание учредитель СМИ юридическому лицу, на которое будет оформляться лицензия на вещание, предаст права (документально) на право использоввания СМИ.

Учредитель СМИ в случае сетевого издания

К учредителю сетевого издания применимы общие правила, установленные ст.7 Закона РФ «О СМИ».

Единственным частным условием является необходимость учредителя либо одного из соучредителей подтвердить право администрирования доменного имени к которому будет привязано сетевое издание. Информацию о получении такого документа можно посмотреть, в частности, здесь Reg.ru и Rucentre.

Совмещение других должностей и функций

Учредитель (соучредитель) СМИ - физическое лицо может являться одновременно главным редактором, учредителем юридического лица - редакции СМИ, учредителем неограниченного количества других СМИ, собственником имущества редакции, осуществлять издание, распространение без осуществления предпринимательской деятельности, индивидуальным предпринимателем (ИП), в том числе как ИП, осуществлять издание, распространение с осуществлением предпринимательской деятельности.

Учредитель СМИ - юридическое лицо может являться учредителем неограниченного количества других СМИ, редакцией СМИ, учредителем другого юридического лица - редакции СМИ, иметь структурное подразделение (отдел) - редакцию СМИ, быть издателем, распространителем, собственником имущества редакции.

Обязанности учредителя (соучредителей) СМИ

Учредитель обязан организовать выпуск СМИ в свет в течение года с момента выдачи ему свидетельства о регистрации СМИ.

В случае изменения состава соучредителей СМИ необходима перерегистрация свидетельства о регистрации СМИ, для чего учредитель обращается с заявлением о перерегистрации СМИ.

На учредителе лежит ответственность по уведомлению регистрирующего органа в связи с изменением местонахождения редакции, максимального объема СМИ, периодичности выпуска.

Учредитель заключает договор с редакцией СМИ и (или) утверждает устав редакции.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность редакции СМИ. Случаи, когда учредитель может вмешиваться в деятельность редакции могу быть оговорены уставом редакции СМИ, или заменяющим устав договором. Исключением является заявление учредителя (ст. 7 Закона РФ «О СМИ»).

Учредитель в течение трех месяцев после выхода СМИ в свет должен направить копию устава редакции в зарегистрировавший орган.

Права учредителя СМИ

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).

С согласия редакции и соучредителей, учредитель СМИ может передать свои права и обязанности третьему лицу.

Учредитель имеет право приостановить деятельность средства массовой информации на срок не более одного года исключительно в порядке и случаях, предусмотренных уставом редакции или заменяющим его договором.

Учредитель имеет право прекратить деятельность СМИ и аннулировать свидетельство о регистрации СМИ (при наличии) исключительно по своему решению.

Устав редакции средства массовой информации - принимается наобщем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудниковредакции большинством голосов при наличии не менее двух третейего состава и утверждается учредителем. В уставе должны бытьопределены: взаимные права и обязанности учредителя, редакции,главного редактора; полномочия коллектива журналистов - штатныхсотрудников редакции; порядок назначения (избрания) главногоредактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управленияредакцией; основания и порядок прекращения и приостановлениядеятельности средства массовой информации; передача и (или)сохранение права на название, иные юридические последствия сменыучредителя, изменения состава соучредителей, прекращениядеятельности средства массовой информации, ликвидации илиреорганизации редакции, изменения ее организационно-правовойформы; порядок утверждения и изменения устава редакции, а такжеиные положения, предусмотренные законодательством. Уставредакции, организованной в качестве предприятия, может являтьсяодновременно уставом данного предприятия. В этом случае уставредакции должен соответствовать также законодательству опредприятиях и предпринимательской деятельности.

Журналист обязан:

Соблюдать устав редакции;

Проверять достоверность сообщаемой информации;

Удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

Сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

Получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни от гражданина или его представителей (за искл.случаев, когда это нужно для защиты обществ. интересов);

При получении информации ставить лицо в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

Ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных требований в связи с распространением подготовленного им сообщения;

Отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

Предъявлять при осуществлении проф. деятельности по первому требованию редакционное удостоверение (документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста).

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством РФ о СМИ. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Журналист – гражданин, осуществляющий сбор, обработку инф. и подготовку материалов для редакции зарегистрированного СМИ, и связанный с редакцией трудовым договором.


1) Ж. м.б. только гражданин осуществляющий деятельность по обработке инф.

2) Ж. – гражданин, который сотрудничает с зарегистрированным СМИ, но также ж. признается тот, кто взаимодействует со СМИ, для которого регистрация не требуется.

3) Ж. – гражданин, связанный юридическими отношениями средакцией на основании трудового договора, авторского или действующего по поручению.

Поскольку труд. деят. возможна с 14 лет, то с этого возраста возможен статус журналиста.

Закон о СМИ закрепляет комплекс прав и обязанностей журналистов, при этом права и обязанности возникают в связи с получением информации, а также по-поводу взаимодействия журналиста и редакции.

При получении информации журналист в праве:

Получать и искать информацию

Посещать гос., муниципальные, общественные организации

Получать доступ к материалам и документам, за исключение тех, которые составляют гос. тайну

Находится в местах стихийных действий, чрезвычайных происшествий

Использовать технические средства связи

При распространении инф. журналист в праве:

Проверять достоверность

Высказывать свои мнения и суждения в материалах

Распространять материалы под псевдонимом/ анонимно

При взаимоотношении с редакцией ж. может отказаться от выполнения задания и в праве снять свою подпись с материала, если в результате проверки, исказилась его позиция.

Журналист при получении инф. обязан:

1. Предъявлять редакционное удостоверение

2. Получать согласие на использование съёмки

3. Обеспечить конфиденциальность источнику инф., либо авторизовать сообщение, полученное впервые.

При распространении инф. ж. должен проверять:

1. Достоверность

2. Не распространять слухи под видом достоверной информации

3. Ж.должен уважать право других лиц

В отношениях с редакцией ж.обязан:

1. Соблюдать устав

2. Предупреждать редактора о возможных претензиях

3. Обязан отказать от задания, если это противоречит закону.

Журналист НЕ должен осуществлять сбор инф. по заданию иных лиц, не являющихся редакцией СМИ.

Деятельность ж. основывается на принципах свободы поиска и распространения инф., однако он не должен злоупотреблять своими правами и свободой СМИ.

В случае нарушения чужих прав и интересов ж. может быть привлечён к юр. ответственности.

Журналист и редакция освобождаются от ответственности, если недостоверная инф.:

Получена в ответе на официальный запрос

Инф. предоставлена гос.органами

Если инф. содержится в материалах, которые не подлежат редактированию, либо распространяются в прямом эфире

Если инф. явл. дословным воспроизведением материала другого СМИ, которое м.б. привлечено к ответственности.

Доступ к информации. Аккредитация журналиста. Порядок распространения информации. Хранение материалов.

Для обеспечения своих обязанностей по обеспечению информационных интересов общества, журналист вправе получать информацию. Для получения иннф из официальных источников редакция может направлять запрос на предоставление инф.

Ответ на запрос должен предоставляться в течении 7 дней

Если информация не м.б. предоставлена, в ответ на запрос в течении 3 дней д.б. направленно уведомление об отказе. С указанием причин отказа, датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отказе.

Отказ от предоставления инф м.б. обжалован в суде.

Если предоставление инф в течении 7 дней не возможно, то в ответ на запрос в течении 3 дней д.б. направлено уведомление об отсрочке предоставления инф с указанием причин отсрочки датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отсрочке

Решение об отсрочке м.б. обжаловано в суде

Для обеспечения эффективного взаимодействия между источниками инф и редакцией СМИ предусмотрен институт аккредитации. Т.е. гос., муниципальных, обществ. Организации м. аккредитовывать журналиста по обращению его редакции.

Правила об аккредитации разрабатываются соответствующей организацией и не должны содержать дискриминационных условий в связи со статусом СМИ, объемом, формой или территорией распространения СМИ.

Организация, аккредитовавшая журналиста, обязана:

1. Информировать обо всех проводимых мероприятиях за исключением закрытых.

2. Предоставлять стенограммы мероприятий, документы.

3. Создавать надлежащие условия для работы журналиста во время проводимых мероприятий

Аккредитация прекращается, если б. распространена недостоверная, порочащая инфи данный факт установлен судебным решением, ступившим в силу.

Аккредитация не предполагает более предпочтительного отношения к журналистам к-л отдельных СМИ при предоставлении инф.

Распр-е инф может осуществляться на коммерческой основе или безвозмездно. При этом каждый экземпляр печатного СМИ д. содержать выходные данные. За выпуск без выходных данных предусмотрена административная ответственность. А так же ответственность возникает из-за распространения недостоверных сведений об объеме тиража.

Распространение продукции вещательных СМИ предполагает наличие лицензии, т.е. разрешения на использовании эфирной частоты. При этом распространитель сигнала не должен создавать помехи для работы других лиц.

В передачах вещательных СМИ д. указываться название, главный редактор. И при постоянном вещании, не реже 4-х раз в сутки д. сообщаться о том, кто осуществляет вещание.

Для обеспечения сохранности культурного наследия и обеспечения доказательной базы на случай возникновения конфликтов, каждый выпуск печатного СМИ должен сопровождаться рассылкой бесплатных экземпляров: учредителю, регистрирующей организации, в книжную палату, в библиотеку президента, в библиотеку федерального собрания, в гос библиотеку и публичную

Им. Салтыкова-Щедрина.

Дополнительно может предусматриваться обязательная платная рассылка экземпляров каждого выпуска. За непредоставление обязательных экз предусмотрена административная ответственность.

Вещательные организации обязаны хранить в записи все материалы, вышедшие в эфир, в течении 3-х месяцев. В редакции обязаны вести регистрационный журнал. С указанием всех передач, их автора, ведущего, участников. Журнал должен храниться в течение одного года с момента внесения последней записи

15. Состав профессиональных обязанностей сотрудника пресс-службы.

В наше время пресс-службы имеются в штатах всех государственных структур, финансово-промышленных групп, банков, коммерческих и некоммерческих организаций, политических партий, общественных движений и т.д. Особенности организации работы пресс-службы зависят от того, где (на предприятии какого типа и какой формы собственности, финансирования, преследуемых целей, решаемых задач и т.д.) она будет функционировать.

В зависимости от объема работы обязанности службы по информационному обеспечению общественности могут выполнять:

Пресс-секретарь;

Пресс-бюро;

Отдел по работе с прессой;

Пресс-служба или пресс-центр;

Руководитель службы PR;

Внештатные работники или внешняя консультативная фирма.

Как показывает практика, штат сотрудников пресс-служб в среднем может колебаться от двух-трех сотрудников до тридцати и больше. При любой форме организации подразделение пресс-службы призвано решать две генеральные задачи.

1. Обеспечивает полноту и оперативность информации о деятельности представляемой им организации.

2. Создает оптимальные условия для работы аккредитованных журналистов.

Для исполнения этих задач у сотрудников пресс-служб коммерческих организаций, в частности, имеются следующие профессиональные обязанности:

Создание и реализация стратегии информационной политики компании;

Формирование с помощью СМИ общественного мнения в соответствии со стратегией информационной политики компании;

Взаимодействие с российскими и иностранными СМИ и журналистами в целях полного и объективного освещения деятельности компании;

Осуществление взаимодействия и развитие контактов с пресс-службами органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, компаний-партнеров, фирм, работающих на одном рынке с компанией;

Анализ тенденций и условий развития профильных СМИ;

Изучение материалов СМИ в целях определения их позиций и подготовки для руководства компании обзоров этих материалов, аналитики и справок.

Можно выделить ряд различий и особенностей в работе пресс-службы коммерческой фирмы и в госучреждении. Главная задача пресс-службы коммерческой структуры -создание позитивного имиджа фирмы как надежного партнера, производителя качественных товаров и услуг, которые она предоставляет, тогда как главной задачей пресс-службы в госучреждении является создание позитивного имиджа учреждения и его руководителя в контексте позитивного имиджа власти.

Обязанности пресс-службы госучреждения значительно отличаются. В них входит информирование широкой общественности о сути принятых решений и формирование позитивного имиджа как отдельных чиновников, так и власти в целом. Пресс-службе необходимо также проводить анализ реакции общественности на действия тех или иных должностных лиц и органов власти и разрабатывать технологии для нейтрализации негативных высказываний.

Основными принципами работы пресс-службы должны быть: оперативность, законность, гибкость и непрерывность, конструктивность.

Особое внимание необходимо обратить на ответственность, которую несет пресс-служба. Пресс-служба как коммерческой, так и государственной структур должна очень тщательно проверять информацию перед тем, как передать ее журналистам.

ПО ЛЕКЦИЯМ СОПКИНА:

Обязанности сотрудников пресс-служб:

1. Установление и поддержание контактов с представителями СМИ

2. Подготовка материалов для внутренних и внешних условий (справки, статьи, пояснительные записки, пресс-релизы)

3. Умение выступать перед аудиторией по специальным вопросам

4. Организация специальных мероприятий: пресс-конференции, брифинги, выставки, пресс-туры

5. Участие в разрешении кризисных ситуаций

6. Умение участвовать в лоббировании (продвижение ценностей организации)

7. Участие в планировании работы

8. Быть готовым и способным к выполнению обязанностей коллег

9. Быть исполнительным

Для справки:

Функции пресс-службы:

Составление планов работы по реализации стратегии информационной политики своей компании;

Подготовка заявлений и сообщений для СМИ, брифингов и пресс-конференций;

Оперативное распространение в СМИ официальных сообщений;

Ведение официального сайта своей компании, поддержка интерактивных сервисов, информационная переписка с посетителями сайта;

Отслеживание и контролирование любых видов информации и упоминаний о компании и ее руководстве в интернет-источниках всех типов (официальные СМИ и неформальные коммуникационные ресурсы и пр.);

Поддержка рабочих контактов с главными редакторами СМИ, руководителями телерадиокомпаний, известными журналистами, влиятельными экспертами и лидерами мнений:

Проведение пресс-конференций, брифингов, информационных встреч журналистов;

Участие в подготовке и проведении официальных визитов и рабочих поездок руководства своей фирмы по стране и за рубеж в целях их освещения в СМИ;

Подготовка и передача СМИ теле-, фото- и аудиоматериалов, связанных с деятельностью компании;

Подготовка мониторингов.

16. Журналистская этика: международные нормы и правила.

Международные нормы этики журналиста закреплены в официальном документе - Декларации принципов поведения журналиста Международной Федерации Журналистов. Она принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2-6 июня 1986 года.

Международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий.

1. Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.

2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.

3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

Плагиат;

Умышленное искажение фактов;

Клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;

Получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.

9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.

В этом материале мы рассмотрим порядок принятия устава СМИ, разберем перечень обязательных положений устава и разъясним возможности реализации прав учредителем и редакцией СМИ, расскажем о санкциях за нарушение порядка предоставления устава СМИ в Роскомнадзор.

Практика показывает, что учредители отдельных средств массовой информации считают устав редакции СМИ документом скорее формальным и, как следствие, принимают документ на основе шаблона, найденного в интернете, или, того хуже, забывают о нем. Последняя ошибка, не замеченная на этапе запуска СМИ, может сильно осложнить процесс его функционирования в дальнейшем. Помимо того, что за отсутствие устава существуют штрафы, о которых мы поговорим позже, могут возникнуть и другие сложности, например, при перерегистрации СМИ. А может быть и вообще фатальная ситуация, когда отсутствие устава редакции СМИ делает невозможным выпуск СМИ редакцией под тем же названием.

Устав редакции СМИ или устав СМИ? Разберемся в терминологии

Часто устав редакции СМИ называют уставом СМИ, что неверно. Закон о СМИ в статье 20 говорит о необходимости принятия устава редакции СМИ, так как именно редакция СМИ осуществляет выпуск СМИ и устав как раз определяет ее статус. Непосредственно у СМИ - газеты, журнала, сайта, телепрограммы и т. д., - устава быть не может и не должно.

Когда же может понадобиться устав редакции СМИ?

Самое важное - это то, что устав - тот самый документ, который определяет, кто же является редакцией СМИ. Варианты могут быть различны: редакция - юридическое лицо, редакция - структурное подразделение юрлица, редакция - физическое лицо или ИП, редакция - объединение граждан.

Напомним, что цель устава редакции СМИ, согласно ст. 20 Закона о СМИ, - урегулировать отношения между хозяйствующим субъектом (учредителем - физическим либо юридическим лицом) и редакцией (сотрудниками, творческими работниками и др. участниками процесса выпуска и распространения СМИ).

Рассмотрим наиболее распространенные схемы.

1. Юридическое лицо создается одновременно со СМИ для обеспечения его работы, становится после регистрации СМИ - редакций СМИ. При этом учредителем СМИ может быть физическое лицо либо другое юридическое лицо.

Но и в этом случае устав редакции СМИ остается необходим. Устав ЗАО «Московские ведомости» не заменяет устав редакции газеты «Московские ведомости» (если только в Уставе юридическое лица не предусмотрены положения, обязательные для устава редакции СМИ), - это два разных документа. Если все же устав юрлица и редакции СМИ объединен в одном документе, необходимо, чтобы этот документ быть принят на собрании журналистского коллектива и утвержден учредителями СМИ (не путать с учредителями юридического лица, часто это разные субъекты).

2. Уже существующее юридическое лицо учреждает СМИ и само же становится редакцией СМИ и обеспечивает хозяйственную деятельность СМИ.

3. Физическое лицо совмещает функции учредителя, редакции СМИ и главного редактора, то есть редакция СМИ состоит из одного лица. Стоит обратить внимание, что осуществлять предпринимательскую деятельность редакция-физлицо сможет лишь зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя.

Принятие и утверждение такого учредительного документа как устав не наделяет редакцию СМИ статусом юридического лица. Закон определяет СМИ только как форму распространения массовой информации.

В случае смены редакции СМИ (например, сначала выпуск СМИ осуществлял ИП, а потом было создано ООО для этой цели) надо будет внести изменения в устав редакции СМИ.

А если устава нет? Кажется, ну какие правовые проблемы могут стоять за этим? Расскажу историю из нашей практики.

У СМИ один учредитель - ООО. Подготовку, выпуск СМИ осуществляет другое юридическое лицо. По факту обоими юридическими лицами управляет (пусть не лично, а через других физических лиц, но это не важно) один человек, поэтому конфликтов нет и не ожидается, настоятельной потребности урегулировать отношения между редакцией и учредителями СМИ не возникло, устав не был принят и представлен в регистрирующий орган. Так продолжалось не один год, СМИ благополучно печаталось, учредитель занимался своими делами. Но в определенный момент ООО-учредитель ликвидировали, при этом печатное издание продолжало выходить в свет еще не один год. Однако с 1 января в Законе «О СМИ» вступили в силу поправки, предусматривающие, что Роскомнадзор может по своей инициативе исключать из реестра те СМИ, учредители которых прекратили свое существование. Таким образом, это издание могут в любой момент исключить из реестра СМИ. Этот момент показал редакции СМИ всю шаткость положения, и журналисты обратились в «Право в сети» за консультацией.

По закону в случае ликвидации учредителя СМИ - юридического лица - его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции. Или в уставе редакции можно предусмотреть, что права переходят какому-то другому лицу. Но, как вы помните, устава-то нет, а без него доказать, что стороннее юридическое лицо является редакцией СМИ оказалось фактически невозможно. В итоге редакция СМИ решила зарегистрировать новое СМИ.

Другой пример.

В уставе прописывается процедура назначения и прекращения полномочий главного редактора, а он далеко не последнее лицо в редакции, так как именно редактор отвечает за выпуск СМИ. От того, какая в уставе будет закреплена процедура, будет зависеть, сможет ли учредитель СМИ единоличным решением поменять главного редактора или для этого нужно будет согласие журналистского коллектива.

Думаю, я вас убедила, что устав редакции СМИ - это не простая бумажка, а важный документ.

Устав редакции СМИ еще может быть нужен, если:
- Роскомнадзор потребует его предоставить;
- вы решите , т. к. в пакете подаваемых документов вам надо будет предоставить копию устава редакции СМИ;
- подан иск, и суд потребует предоставить устав редакции СМИ.

В уставе редакции СМИ должны быть раскрыты существенные условия , а именно:

1) определены взаимные права и обязанности редакции, учредителя, главного редактора, журналистского коллектива;

2) определен круг полномочий коллектива журналистов;

3) установлен порядок формирования органов управления редакцией: редакционной коллегии, главного редактора и других;

4) указаны основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ;

5) определен порядок передачи права на название СМИ;

6) установлен порядок принятия, утверждения и изменения устава редакции и другие положения, предусмотренные Законом о СМИ.

После того как устав полностью готов, а именно: вы удостоверились, что в нем отражены все необходимые разделы, прописаны права, обязанности учредителя СМИ и редакции СМИ, оговорены условия их взаимоотношений, - осталось принять устав, оформить его надлежащим образом и направить в Роскомнадзор.

Устав редакции СМИ должен быть направлен в Роскомнадзор

Для того чтобы выполнить требования законодательства, необходимо не просто принять устав, но и направить его в Роскомнадзор (для сетевых СМИ всегда в центральное подразделение) или его территориальный орган, в зависимости от того, где вы регистрировали свое СМИ. Закон о СМИ говорит, что срок предоставления устава - 3 месяца с момента начала выпуска СМИ. Но если, например, ваш сайт уже действует и в какой-то момент вы решаете, что надо зарегистрировать СМИ, то вы обязаны направить устав не позднее трех месяцев после даты регистрации. Если же вы регистрируете сайт, еще находящийся в процессе разработки или еще не запущенный по разным причинам, то трехмесячный срок на предоставление устава в Роскомнадзор начинает течь с момента, когда сайт начал работу. На начало выпуска СМИ по Закону о СМИ у учредителя есть один год с момента регистрации. Таким образом, в любом случае устав должен быть предоставлен в Роскомнадзор не позднее 1 года 3 месяцев с момента регистрации СМИ.

Устав можно предоставить в Роскомнадзор лично, в этом случае не забудьте попросить поставить отметку о получении на втором экземпляре устава редакции СМИ. Или устав редакции СМИ можно направить Почтой России с описью вложения и уведомлением о получении, а также курьерской доставкой.

Уплата штрафа не освобождает учредителя СМИ от предоставления копии устава редакции СМИ в Роскомнадзор. А за дальнейшее нарушение сроков предоставления устава регистрация СМИ может быть признана недействительной в судебном порядке.

Договор вместо устава, возможно?

Законом о СМИ предусмотрена возможность замены устава редакции договором между учредителем и редакцией СМИ . Во время составления и перед принятием устава редакции на общем собрании коллектива журналистов именно на этот случай имеет смысл обратить внимание. Заключить договор между учредителем и редакцией СМИ проще, чем утвердить на общем собрании устав редакции.

Заключение такого договора правомерно, если в составе редакции не более 10 человек. На этот факт прямо ссылается статья 20 Закона «О СМИ». Но вы можете выбрать и принятие устава, это ваше право, вы не обязаны заключать договор, даже если у вас очень маленькая редакция. А что делать, если редакция не маленькая, а очень маленькая, где один человек и учредитель СМИ, и редакция, и главный редактор? В случае с интернет-СМИ, по своим клиентам знаем, это не редкость. По Закону о СМИ устав редакции обязателен и в том случае, когда в составе редакции всего один человек, он же главный редактор и учредитель. Это правило касается и сетевых изданий.

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование

СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым.

Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.

Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.

СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении.

Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.