Кто такой томас торквемада. Инквизитор Торквемада — обыкновенный убийца? Пресс для конечностей или «Коленодробилка»

Томас Торквемада (1420-1498)

В романе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада» рассказывается о жизни евреев в Испании во времена арабского владычества. После вытеснения с полуострова мавров евреям тоже пришлось покинуть благословенную страну, многие бежали в Турцию. Это произошло в 1492 году, когда у власти находились «католические короли». Число изгнанных испанских евреев составило около 200 тысяч. Турецкий султан Баязет говорил, что, избавившись от евреев, испанские короли сделали свою страну бедной, а Турцию богатой. Однако главным гонителем евреев были не короли, а основатель испанской инквизиции, первый великий инквизитор Испании Томас Торквемада, который стоял за их спиной.

Историки полагают, что в жилах Торквемады также текла еврейская кровь. Неудачное сватовство к красивой девушке (она выбрала в женихи мавра) вызвало в его душе озлобление и мстительные чувства, которые он перенес затем на всех пришельцев — мавров, евреев и прочих иноверцев. Отсюда его желание искоренить принесенную ими с собой «ересь». Отсюда его жестокость и нетерпимость к инакомыслию.

По одним сведениям, Томас родился и вырос в Вальядолиде на севере Испании, по другим — в Сеговии. Его отец был служителем церкви, и Томас получил дома солидное богословское образование. Но в юные годы религия его не интересовала, он много путешествовал по Испании, побывал в разных городах. В Кордове у него произошла та самая романтическая история, которая во многом изменила его характер, негативно сказалась на мировоззрении. Он собирался покинуть Испанию, уехать в Италию, но заехал в Сарагосу, где как раз проходили публичные диспуты доминиканцев, и выступил на них. Его красноречие, аргументация, познания в теологии изумили отцов церкви. Доминиканцы предложили ему служить в их ордене. Торквема- да отказался, уехал домой, но вскоре стал служить в ближайшем доминиканском монастыре.

Его выбор был не случаен. Герб ордена доминиканцев изображал собаку, несущую в пасти горящий факел, отсюда название доминиканцев «псы Господни» — они должны проповедовать истину и охранять церковь от ереси. Это было то, что отвечало его внутреннему убеждению. Торквемаду считали выдающимся проповедником, он умело обличал тайных и явных врагов церкви, выступал против ереси и инакомыслия. К нему шли толпы верующих — он залечивал душевные раны, помогал словом и делом. Сам он вел аскетический образ жизни и отказывался от всяких благ, почестей и наград.

Однажды его пригласили в монастырь Святого Креста в Сеговии и предложили стать духовником инфанты Изабеллы, будущей королевы Кастильской. Торквемада понял, что ему выпал шанс, и занялся воспитанием Изабеллы в духе ненависти к чужакам, нехристианам. В 1469 году он устроил ее брак с Фердинандом Арагонским. В 1475 году Изабелла стала королевой Кастилии, следом Фердинанд получил корону короля Арагона. Испания объединилась, и Изабелла выдвинула Торквемаду на роль Великого инквизитора. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года.

Торквемада посоветовал Изабелле активнее бороться за чистоту веры. Он говорил, что упрямый еретик должен либо отказаться от своих убеждений и принять христианство, либо его прилюдно казнят, а имущество будет конфисковано в пользу королей. Королева и ее муж — их называли еще «католическими королями» — разрешили ему активизировать эту борьбу. Торквемада написал немало инструкций и правил, по которым определялось, кто еретик, а кто нет. В стране начался процесс доносительства. Иудеев и мавров заставляли принимать христианство насильно: ставили перед костром — или смерть или новая вера.

У уезжавших конфисковывали все имущество. Запылали костры аутодафе. Сколько было сожжено людей, сказать трудно. Сам Папа Римский Сикст IV, напуганный жестокостями Торквемады и многими жалобами, указывал на недопустимость таких действий. Но его мало кто слушал. Фанатик веры и чистоты христианства, Торквемада не знал удержу. Изабелла его не останавливала, ее казна активно пополнялась, а деньги были нужны на организацию путешествий за золотом в другие земли.

Торквемада дожил до 78 лет. За свою жизнь он сжег, уничтожил в тюрьмах под пытками многие тысячи ни в чем не повинных людей. Он знал, что его ненавидят в Испании и других странах, но остановить разгоравшийся пожар инквизиции уже не мог. В памяти Европы он остался самым ужасным инквизитором за всю историю существования так называемой «святой инквизиции».

Как ни удивительно, наибольшее раздражение у обличителей инквизиции вызывал элемент, нам кажущийся естественным и разумным, - тайна следствия. Между тем, именно введение тайны следствия стало первым ударом по коррупции. Не зная обвинителя и свидетелей, богатый преступник не мог ни подкупить их, ни запугать. Он мог, конечно, подкупить инквизиторов... но это уже заслуга Торквемады, что инквизиторы стали практически неподкупными....

Томас де Торквемада быстро прославился как проповедник и обличитель грехов. Ораторский дар, харизма, образование - все подобралось один к одному. Торквемада мог делать с толпой все, что ему заблагорассудится. Молодой аскет, лишенный пороков, одним своим видом вгонял людей в священный трепет. Неудивительно, что со всех сторон посыпались самые заманчивые предложения, которые Торквемада неизменно отклонял. Он был скромным монахом и соблюдал предписания Устава, казалось, не умом, но сердцем.

Так было, пока ему не предложили пост приора в доминиканском монастыре Санта-Крус в Сеговии. Должность эта выборная, и последнее обстоятельство, вероятно, решило дело: Торквемада не смог отказаться. Если братья хотели видеть его во главе монастыря - так тому и быть.

Он был еще относительно молод - около сорока. Монастырь считался одним из самых крупных и известных. Его посещала вся знать, в том числе и члены королевской фамилии. Бывала ли на проповедях Торквемады инфанта Изабелла? Вряд ли. В те годы она жила преимущественно с матерью, вдали от двора. Потом, вероятно, Торквемаду могли приглашать во дворец - потому что юную принцессу в мужской монастырь попросту не пустили бы. Был ли Торквемада духовником и наставником инфанты? Возможно - но одним из многих.

И если так, то он оказался прекрасным наставником, - потому что инфанта Изабелла, несмотря на фанатичность в религиозных вопросах, была значительно более образованной, чем ее муж, принц Фердинанд. В те времена, когда даже среди знати хватало неграмотных женщин, образованность инфанты просто поражала. А ведь она еще и войска в бой водила.

Инфанта Изабелла

Изабелла происходила из династии Трастамара, славной тем, что каждый второй король в ней был капризным глупцом. Страна под управлением этой династии превратилась в пустыню, раздробленную на множество мелких княжеств. Каждый феодал творил в своих владениях, что хотел, вплоть до чеканки фальшивой монеты. Король был лицом фиктивным, зависимым как от доброй воли знати, так и от кортесов - прообраза парламента. Казна пустовала всегда. Дед Изабеллы как-то вынужден был заложить свой плащ, чтобы пообедать, - ибо у него не было ни гроша. А на соседней улице в то время архиепископ давал званый обед, и когда король вошел в дом, его не узнали.

Старший брат Изабеллы, Энрике, прозванный Бессильным (и за политическую волю, и за мужские способности), довел страну до почти окончательного краха. У него не было наследников мужского пола, только дочь Хуана, причем при дворе вслух говорили, что отец ее - некий красавец Бертран, а вовсе не король.

Когда Изабелла достигла брачного возраста, Энрике под давлением кортесов объявил ее наследницей и попытался выдать замуж за немолодого магистра Калатравы. Изабелла воспротивилась, и вместо этого приняла предложение своего двоюродного брата, инфанта Фернандо (Фердинанда) Арагонского. Она самовольно подписала брачный договор, по условиям которого Фердинанд соглашался в Кастилии играть роль консорта, не претендуя на корону и не вмешиваясь во внутренние дела королевства. Энрике пришел в ярость, узнав о самоуправстве сестры. Но Изабелла не испугалась его гнева. Она выехала в Вальядолид, куда вскоре прибыл и переодетый инфант Фердинанд - тайно. Изабелле жених пришелся по сердцу, и она обвенчалась с ним.

Спустя год король Энрике отменил свое решение передать корону Изабелле и назвал наследницей Хуану. Началась гражданская война, которая еще усилилась в 1474 году, после смерти Энрике. Тогда в Кастилию вторгся португальский король Альфонс V, брат второй жены Энрике и дядя Хуаны. Война с Португалией длилась пять лет; Изабелла сама водила кастильские войска в бой, показав себя неплохим военачальником. В 1479 году Альфонс наконец отказался от претензий на Кастилию, и Изабеллу провозгласили королевой по всей территории страны.

Конец справки

Какую реальную роль играл в романтической свадьбе инфанты Томас де Торквемада? Документы не подтверждают его участия, называя совсем другие имена. На стороне инфанты было практически все духовенство страны, и ее поддерживали многие гранды.

Но после коронации Изабелла почему-то предложила Торквемаде пост архиепископа Севильи.

Он, как обычно, отказался.

Став королевой, Изабелла проводила очень жесткую политику. Она получила разоренную страну, где люди давно даже слово такое - «закон» - позабыли. Юной королеве пришлось и хитрить, и изворачиваться, и вступать в самые неожиданные союзы, и воевать. Изабелла приняла новый уголовный кодекс, крайне жестокий, грозивший членовредительством и смертью за ничтожные преступления, и поручила эрмандаде - городской милиции - следить за его исполнением. Результат превзошел все ожидания: в считанные месяцы прекратилась чеканка дурной монеты, разбойников вывели, уровень городской преступности резко упал. Опираясь на эрмандады, Изабелла одного за другим подчинила всех своевольных грандов, приказала срыть более полусотни замков, запретила строительство новых частных укреплений, вернула в казну все пожалования, сделанные ее братом, наладила поступление налогов...

Но чем больше проблем решала юная королева, тем ясней за ними виделась другая: религиозная раздробленность всех королевств Испании. Королеве несколько лет доказывали необходимость введения в стране инквицизионных трибуналов, ибо положение с марранами становилось невыносимым. Им принадлежала львиная доля богатств в стране, они занимали высшие посты (у короля Фердинанда Арагонского казначей был марраном), они перемешались со знатью, породнившись со всеми крупными семьями, и, что крайне неприятно, позволяли себе слишком много религиозных вольностей, уверовав в свою безнаказанность.

Марранская знать не желала укрепления центральной власти - ей не нужен был контроль, налогооложение, закон и порядок. Защитить себя и свои интересы она могла легко, а подчиняться ради абстрактного блага государства не хотела. Притом все отлично понимали, что инквизиция будет орудием не папским, а королевским, причем орудием, наименее подверженным коррупции. Но народ, более всего страдавший от самоуправства крупных феодалов, мелкая кастильская знать и сами короли были крайне заинтересованы как в смене правящей элиты, так и в укреплении судебной власти в стране.

Была и еще одна заинтересованная сторона, которая старалась держаться в тени. И сторона эта - итальянские, преимущественно генуэзские, банкиры. Испания казалась им перспективным рынком, но чтобы завладеть им, нужно было вытеснить марранов и евреев. Оказав финансовую поддержку королям, генуэзцы доказали, что без марранов можно обойтись, и тем самым обезоружили своих противников. Ведь марранов терпели только потому, что они часто служили «кошельком», выдывая королям ссуды. Теперь, когда генуэзцы предложили лучшие условия, судьба марранов была решена.

Первый кастильский трибунал был учрежден в Севилье.

Аутодафе

Аутодафе - это церемония оглашения приговоров лицам, уличенным в духовных преступлениях. Как правило, массовые аутодафе проводились с большой пышностью, на них обязательно присутствовал или местный сеньор, или сам монарх (в этом случае приговор зачитывал обязательно Великий инквизитор).

Церемония начиналась с проповеди. После нее, выполнив необходимые формальные ритуалы, Великий инквизитор приступал к чтению приговоров. Осужденных вводили на особый помост, где они, стоя на коленях в деревянной клетке, выслушивали приговор. Тех, кто не признавал над собой право церкви судить его, тут же передавали в руки светской власти - и приговор выносился незамедлительно.

На этом собственно аутодафе завершалось. Колонну осужденных разделяли. Тех, чье наказание не предусматривало лишение свободы, отпускали, тех, кто приговаривался к заключению, отводили в тюрьму. Тех же, кто был осужден уже светской властью, вели за город, где для каждого был устроен отдельный эшафот. Примирившихся с церковью, то есть пожелавших исповедоваться и признать грех ереси, от казни не освобождали, но перед сожжением душили, используя специальный механизм.

Ни монарх, ни знать, ни инквизиторы при казни не присутствовали. Осужденных сопровождали на смерть младшие монахи, готовые принять исповедь, если понадобится. Никаких других духовных лиц там не было. Только толпа городского отребья.

Конец справки

Нет ни малейших оснований полагать, что Томас де Торквемада хотя бы раз в жизни присутствовал при казни. Если только в раннем детстве, когда мальчишкой мог увязаться за толпой. Но во времена его юности в Кастилии не было инквизиции, и еретиков не казнили. Впрочем, точно такой же казни - сожжению заживо - подвергали за некоторые сексуальные преступления, например, содомию во всех ее видах.

Первый инквизиционный трибунал расформировали за проявленную жестокость - около трехсот жертв всего за полгода. По рекомендации королевы Изабеллы Великим инквизитором был назначен Торквемада.

И первое, что он сделал, - ввел очень четкую бюрократическую инструкцию, регламентировавшую деятельность трибуналов.

Она состояла всего из двадцати восьми пунктов.

Торквемада ничего не изобретал. Все методы, которые при нем использовались инквизицией, были опробованы на практике задолго до его рождения. Даже квемадеро изобрел не он, а севильский губернатор, которому не хотелось возиться с отдельным костром для каждого грешника. Суд над костями, вырытыми из могил, тоже был известным явлением - так осудили одного из антипап.

Перед Торквемадой при назначении на должность Великого инквизитора поставили определенную задачу: привести все трибуналы к единому виду, организовать их совместную работу, дать единообразное оформление всем этапам инквизиционного процесса и выстроить четкую структуру. Задача, если разобраться, чисто менеджерская.

Королева знала, кого назначать. Торквемада с задачей справился блестяще.

Результат - машина инквизиции заработала с пугающей эффективностью.

А разгадка успешности была проста: Торквемада сам не брал взяток и другим не позволял. (Помните, о чём речь шла в статье о богоборческой демократии? - BelaRUS)

Методы инквизиции предусматривали много элементов, отлично нам знакомых. Тайна следствия, привлечение свидетелей обвинения и защиты, предъявление ясно сформулированного обвинения, наличие адвоката... Оправдавшихся, кстати, было много. Факты ложного доноса тоже расследовались, и зачастую на костер отправлялся доносчик. Пытки? Телесные пытки применялись редко. Обычно в них не было нужды: человека ломали страхом, бросив в тюрьму. Нам, жителям мегаполисов, привыкшим к жизни в клетушках и замкнутых пространствах, просто не понять, какой ужас испытывал средневековый человек, брошенный в тюрьму.

Одна юная монахиня, проведя в камере всего шесть часов, впала в истерическое состояние и нагородила чуши о настоятельнице монастыря, св. Терезе Авильской. Настоятельница блестяще оправдалась. В то же время, обитатели обычных тюрем нарочно богохульствовали и выдавали себя за клириков, добиваясь перевода под крыло инквизиции - уголовный кодекс был чрезвычайно жестоким.

Как ни удивительно, наибольшее раздражение у обличителей инквизиции вызывал элемент, нам кажущийся естественным и разумным, - тайна следствия. Между тем, именно введение тайны следствия стало первым ударом по коррупции. Не зная обвинителя и свидетелей, богатый преступник не мог ни подкупить их, ни запугать. Он мог, конечно, подкупить инквизиторов... но это уже заслуга Торквемады, что инквизиторы стали практически неподкупными.

Склонности к чинопочитанию Торквемада был начисто лишен. Титул, статус, должность преступника для него не имели никакого значения. Перед законом все равны.

Он не издавал новых законов. Он всего лишь заставил работать старые.

В 1485 году в Сарагосе (Арагон) возник заговор. Молодые дворяне марранского происхождения увидели в учреждении трибуналов реальную опасность для себя. Метод борьбы был выбран, видимо, привычный: устроить такой террор, чтобы инквизиторы боялись сунуться на «их» территорию.

Чтобы их не выдали, они обошли всех до единого марранов и евреев в провинции, и с каждого взяли определенную сумму на «благое дело» (это к слову о невиновности большинства марранов). Собрали 10 000 реалов. На эти деньги дворяне снарядили отряд наемников и напали на двух инквизиторов. Нападение закончилось неудачно: эскорт инквизиторов - а их сопровождали члены эрмандады - разогнал наемников. Тогда дворяне решили действовать сами. Они подстерегли одного из инквизиторов, Педро Арбуэса, в церкви. В храм запрещалось проносить оружие. Инквизитор это правило соблюдал, дворяне им пренебрегли и легко одолели безоружного. Это, к слову, о склонности марранской знати блюсти законы божеские и человеческие.

Известие о гибели инквизитора привело к мгновенному восстанию. Да, но не против трибуналов! Народ поднялся против марранов, осквернивших храм! Волнения были такими, что к восставшим выехал архиепископ Сарагосы, незаконный сын Фердинанда Арагонского. Он сумел отговорить людей от погромов.

Зачинщиков нападения арестовали и казнили. Казнили как мятежников, а не как еретиков - король Фердинанд рассудил, что сопротивление его воле достойно кары в большей степени, нежели осквернение храма. Казнь была такой, что приговоренные, думается, предпочли бы костер. Одному из заговорщиков, активно сотрудничавшему со следствием, сделали поблажку: отрубили руки уже после смерти, а не как остальным.

Через три месяца после завоевания Гранады королева Изабелла и король Фердинанд издали указ об изгнании евреев (так называемый "Декрет Альгамбра"). Ничего нового, истинно испанского в этом не было - евреев регулярно изгоняли, наверное, из любой европейской страны. Отличие заключалось в том, что в Испании альтернативой изгнанию было крещение. Крестись - и оставайся.

Евреи прислали делегацию, предлагавшую королю тридцать тысяч дукатов за «малость»: отмену указа и позволение еврейским общинам жить по своим внутренним законам. Евреи соглашались на то, чтобы их родственников-марранов судила инквизиция. Пожалуйста - преступник должен нести ответственность . Но евреи просили, чтобы не отнимали имущество.

Жадность короля Фердинанда вошла в поговорку. А казна после гранадской войны была пуста.

И когда короли уже почти согласились, в зал аудиенций вошел Торквемада. Высоко подняв распятие, он сказал: «Иуда продал Христа за тридцать сребренников. Вы можете продать за тридцать тысяч. Вон он, продавайте!». С этими словами Торквемада бросил распятие на стол, повернулся и стремительно вышел.

Изабелла и Фердинанд не приняли предложение евреев.

Запрет на вывоз золота и серебра, вследствие которого евреи распродавали имущество за бесценок, был изобретен вовсе не изощренным в коварстве умом Торквемады.

Этот закон существовал и до, и после изгнания евреев.

Именно поэтому генуэзские банкиры, с которыми расплачивались в Кастилии, были вынуждены покупать поместья или вкладываться в местную торговлю.

Можно долго спорить, насколько страшно отразилось изгнание евреев на культуре и экономике страны. В действительности - практически никак. Большинство евреев крестилось и осталось. Другие эмигрировали в Португалию - и крестились там. Третьи - в Италию. С тем же результатом. Небольшая часть, не меняя веры, осела в неиспанских владениях Фердинанда. Он делал вид, что не замечает еврейских общин на своих землях. Многие перебрались в Нидерланды.

Место марранов и евреев заняли итальянцы. Их тоже не очень-то любили, но они по крайней мере были христианами и жили вполне открыто. Вместе с итальянцами в Испанию пришла культура Возрождения. Шестнадцатый век - век расцвета национальной кастильской литературы.

Кстати, инквизиторы покровительствовали светской литературе. А среди духовенства считалось хорошим тоном писать стихи или пьесы. Совершенно светского характера.

Разорила же Кастилию не инквизиция, а затяжные войны в Италии, Германии, Нидерландах, Англии... Содержание Священной Римской империи обременительно и для более тугого кошелька, нежели кастильский.

Торквемада до самой смерти пользовался огромной любовью в народе. Эскорт, навязанный ему королевой, напуганной восстанием в Сарагосе, Торквемаду раздражал. Народ считал Торквемаду человеком очень милосердным. Нетерпимым к греху - да. Но добрым к людям. Самое малое шестьдесят лет после его смерти, несмотря на ошибки его преемников, Торквемаду в Кастилии почитали едва ли не как святого.

Торквемада был абсолютно безупречным в личной жизни человеком. Его нельзя было подкупить, он не имел слабостей, которыми его можно было шантажировать. Он не отличался даже тщеславием. Среди придворных (Великий инквизитор обязан был сопровождать монарха) Торквемада терялся. Он не был политической фигурой, он просто добросовестно исполнял свои обязанности.

Так сколько же было жертв?
В большинстве энциклопедий вы найдете цифру «10 220». В некоторых указывается «8 800». Обе цифры - из одного источника. И появились они не из реальных документов, а из представлений автора о том, сколько казненных еретиков должно быть.

Современные историки полагают, что количество жертв, приписанных Торквемаде, завышено примерно в 10 раз.

В 1486 году два доминиканских монаха из Германии, Якоб Шпренгер и Генрих Кремер написали чудовищную книгу «Молот ведьм».

В 1491 году испанская инквизиция, руководимая Торквемадой, признала «Молот ведьм» ересью.

В Испании никогда не было «охоты на ведьм».

*******************

Про испанцев же я уже отписался. Несмотря на неоднократные меры, испанским лидерам, таким как Торквемада и другие, не удалось сохранить свою арийскую кровь, которая у них осталась в мизерном количестве от визиготов и вандалов. Жаль...

ТОМАС ТОРКВЕМАДА


Основатель испанской инквизиции родился около 1420 года в маленьком кастильском городке Торквемада. Это название - так же как и фамилия Великого инквизитора - происходит от слова torre cremate - "горящая башня". Когда-то там сгорел феодальный замок, который принадлежал предкам Томаса.

От одного из слуг мальчик узнал, что его бабушка Инес была "конверсо", то есть крещеной еврейкой: в свое время ее родителей насильно обратили в католичество. Для Томаса это открытие стало настоящим потрясением, ведь евреи, как и мавры-мусульмане, считались злейшими врагами христианства. А Торквемада всегда был образцовым католиком.

Томас решил, что должен очиститься в глазах Господа, для чего ему необходимо проявлять особое рвение в борьбе с врагами христианской веры. Томас Торквемада был готов, если понадобится, отправить на костер сотни и даже тысячи еретиков, чтобы спасти себя и своих единоверцев для вечной жизни. Когда Томасу исполнилось двенадцать, он покинул дом и отправился в монастырскую школу.

По слухам, он некоторое время странствовал по Испании и в Кордове влюбился в некую красавицу, которая предпочла юному богослову богатого мавра. Говорили, что именно отсюда берет начало его ненависть ко всем мусульманам.

Арабы давным-давно захватили почти всю Испанию, и целые поколения кастильских дворян проводили жизнь в войне с ними. Только к XV веку испанцы сумели оттеснить мавров на юг, в Гранадский эмират. Но мусульмане по-прежнему были богаче и ученее католиков - их наука, особенно медицина, оставалась лучшей в Европе. Да и к иноверцам они относились гораздо терпимее христиан. В их владениях жило большинство испанских евреев, скопивших немалые состояния с помощью торговли и ростовщичества.

Из 16 миллионов жителей Испании мусульмане в то время составляли 3 миллиона, а евреи -почти миллион. Католики утверждали, что и те и другие соблазняли христиан богатством и переманивали в свою веру. Но помимо внешних врагов, у католической церкви были и внутренние - еретики, которые ставили под сомнение догматы христианской веры. Не говоря уже о многочисленных колдунах и ведьмах, якобы заключивших союз с самим Сатаной.

Против всех этих врагов молодой Торквемада обратил свои гневные проповеди. Ораторский талант он начал проявлять, поступив в доминиканский монастырь Сан-Педро. По округе разнеслась молва не только о красноречии, но и благочестии молодого монаха - он не ел ни мяса, ни рыбы, носил грубую шерстяную хламиду и спал на голых досках. Скоро Томасу начали предлагать высокие должности в Мадриде, но он каждый раз отказывался. Согласился только занять пост настоятеля обители Святого Креста в Сеговии.

Выбор Торквемады был не случаен - этот маленький монастырь часто посещали представители высшего кастильского общества, в том числе королева-мать с маленькой дочерью Изабеллой. В 1459 году монах стал духовником семилетней инфанты. Из монастырского затворничества он шагнул в боль-

шую политику, обретя власть, которой не было ни у кого из испанских отцов церкви.

В то время в Испании было два больших королевства - Кастилия и Арагон. Кастильские монахи давно уже стремились объединиться с соседним государством, чтобы общими усилиями окончательно изгнать арабов. Для этого королева-мать решила выдать Изабеллу замуж за арагонского наследника Фердинанда.

Однако на троне пока сидел сводный брат инфанты - король Энрике, собиравшийся передать власть своей дочери Хуане. Особенно королеву возмущало то обстоятельство, что подлинным отцом Хуаниты был не король, страдавший импотенцией, а его сенешаль Бертран.

Торквемада в этом конфликте оказался, конечно, на стороне своей духовной дочери и начал плести сложную интригу, чтобы возвести ее на престол. Он не только агитировал дворян, чтобы они поддержали "Изабеллу Добрую", но и организовал ее тайное венчание с Фердинандом. А через некоторое время сторонники Изабеллы силой заставили короля Энрике объявить наследницей свою сводную сестру.

В 1474 году Энрике IV, за которым навсегда закрепилось прозвище Бессильного, умер. На трон взошли Фердинанд и Изабелла, которые вместе стали править объединившимися Кастилией и Арагоном. Будущее своего государства они видели в завоевании новых земель.

Именно они отправили на поиски Индии экспедицию Колумба, благодаря чему Испания стала "владычицей морей". Правда в первые годы правления у короля и королевы были другие заботы. Торквемада без устали убеждал их, что благочестие народа падает из-за соседства с иноверцами.

Для начала, считал он, нужно было разобраться с врагами среди самих христиан. Многие крещеные мавры (мосарабы) и евреи (марранты) продолжали тайно исповедовать веру отцов. Чтобы выявить этих отступников, ретивый доминиканец предложил основать инквизиционный трибунал.

Инквизиция (в переводе с латыни на русский - "расследование") была создана еще в XII веке по инициативе римского папы. Она должна была выявлять возникавшие ереси и наказывать их распространителей.

ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР

Духовник королевы быстро превратил инквизицию в мощную организацию с жесткой, почти военной дисциплиной. В 1479 году в каждой испанской провинции были созданы трибуналы во главе с великими инквизиторами. Руководил ими Великий инквизитор всего королевства - естественно, сам Торквемада.

По новым правилам, еретики могли покаяться в течение месяца после создания в городе трибунала. В этом случае их освобождали от наказания, но конфисковывали львиную долю имущества.

Остальных отправляли в тюрьму и пытками добивались от них признания. Тех, кто "искренне раскаивался" в грехах или каким-то чудом выдерживал пытки и не сознавался, осуждали на вечное заключение. А всех, кто упорствовал в своей "ереси", ждало сожжение, получившее лицемерное название "аутодафе", то есть "акт веры".

В январе 1481 года в Севилье запылал первый костер инквизиции, на который взошли шестеро маррантов. После этого количество жертв постоянно росло - в той же Севилье за полгода были казнены 298 человек. Имущество казненных поступало в распоряжение инквизиции, а десять процентов доставалось доносчикам.

В конце концов многие богатые люди, особенно мавры и евреи, начали покидать Испанию. Оставшиеся посылали в Рим жалобы на жестокость подручных Торквемады. Уже через месяц после начала работы трибунатов папа Сикст IV потребовал приостановить их деятельность. Великий инквизитор не послушался, и по его просьбе Фердинанд и Изабелла отправили понтифику письмо с советом впредь не вмешиваться в дела королевства.

Деятельность Торквемады стала только началом борьбы с иноверцами. За семнадцать лет, в течение которых он боролся с врагами веры, были казнены три тысячи человек. За все триста лет истории инквизиции в Испании - около тридцати тысяч. Но когда в ХVI-ХVII веках по всей Европе развернулась охота на ведьм, ее жертвами стали уже более миллиона человек.

И все же именно испанская инквизиция сделала возможными эти страшные гонения. Главная вина за это лежала на Торквемаде: не случайно он так боялся за свою жизнь.

Когда он выезжал за пределы громадного здания инквизиции, его сопровождали пятьдесят конных и двести пеших солдат. А дома Торквемада всегда держал на столе рог единорога, который должен был покраснеть при соприкосновении с ядом. Но ни об одном покушении на Великого инквизитора не известно. Этот невысокий лысый человек с бледным лицом и плотно сжатыми губами вызывал такой страх, что даже слуги предпочитали не приближаться к нему без особой нужды.

Уничтожая еретиков, Торквемада никогда не забывал об иноверцах. Именно их он считал своими главными врагами. Великий инквизитор настоял на том, чтобы королевские войска окружили Гранаду - последний оплот мавров. После долгой осады арабы сдались в обмен на обещание соблюдать права мусульман и евреев.

Католические монархи могли торжествовать - Испания впервые стала единой, избавившись от многовековой арабской оккупации. Но инквизитор не успокоился. Его агенты стали распускать слухи, будто евреи пьют кровь христианских младенцев. В марте 1492 года Фердинанд и Изабелла издали указ, повелевавший евреям перейти в христианство или эмигрировать.

800 тысяч евреев в повозках и пешком потянулись к портовым городам.

Расправившись с одними врагами, Торквемада взялся за других - мавров. Он лично прибыл в Гранаду, чтобы превратить одну из многочисленных мечетей города в католическую церковь. И сам зажигал костры, где горели уже не люди, а книги - тысячи экземпляров Корана, Талмуда и других "еретических" сочинений. Испания погружалась в мрак невежества.

Уже после смерти Торквемады испанских мавров стали в массовом порядке подвергать крещению. Тогда они подняли восстание и в 1520 году были изгнаны, как и евреи. Это обезлюдило и разорило плодородную Андалузию, но цель инквизиции была достигнута - на несколько веков Испания стала страной, где не было места иноверцам.

Сам Торквемада никогда не появлялся в пыточных камерах и не приближался к кострам, на которых сжигали вероотступников. Но всей работой этого "конвейера смерти" управляла его безжалостная рука. Он руководил десятками инквизиторов и тысячами их помощников-доминиканцев, которые ездили по городам и собирали доносы на врагов веры. Еретиков бросали за решетку, если они не успевали вовремя покаяться и отдать свое имущество церкви.

Места в тюрьмах уже не хватало. В крошечные камеры набивались десятки людей. Иногда узники проводили в застенках много месяцев и умирали, не дождавшись суда.

Во время процесса предполагаемому еретику зачитывали показания свидетелей. Если он после этого сознавался, его отправляли обратно в камеру ждать приговора, если нет - объявляли "упорным" и посылали в пыточную. Пытку прекращали, только когда люди теряли сознание. Многие сознавались еще до начала мучений, но и их ждала смерть как "признавшихся из страха". Наоборот, тех, кто выдерживал пытки, могли оправдать. Так же как и тех, чью вину не смогли доказать свидетели. При этом за оправданными внимательно следили, и новое обвинение почти неизбежно заканчивалось для них смертным приговором.

Жертвой инквизиции мог стать кто угодно. Торквемада добился осуждения на смерть двоих епископов - оба посмели жаловаться на него в Рим. Папа Александр VI - знаменитый развратник из семейства Борджиа - помиловал осужденных и убедил короля Фердинанда обуздать чересчур ретивого борца за веру. Король послушался и, объявив, что Торквемада уже стар и болен, назначил ему в заместители четырех генерал-инквизиторов, которые получили право обжаловать его решение.

Для Великого инквизитора это было оскорблением. Он больше ни разу не переступил порога королевского дворца. Но когда Торквемада умирал, королева Изабелла сама приехала к нему, чтобы попрощаться. Вскоре после этого визита, 16 сентября 1498 года, Томас де Торквемада скончался.

Одни считают его святым, другие - величайшим злодеем. Кто-то утверждает, что он был необычайно скромен, кто-то обвиняет в гордыне и любви к роскоши. За сухими строками приказов и распоряжений Торквемады трудно разглядеть, каким он был на самом деле. Как будто это не человек из плоти и крови, а живое воплощение должности Великого инквизитора. Того, кто посылает людей на мучительную смерть, чтобы спасти их души.

Происхождение.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, который участвовал в знаменитом Констанцском соборе (16 ноября 1414 года – 22 апреля 1418 года) в городе Констанце, на котором посодействовал осуждению Яна Гуса. Единомышленники в какой-то степени… Очень интересно, что его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог, был крещённым евреем, то есть и сам Томас Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещённых евреев, имел еврейские корни. Говорят о еврейских корнях Адольфа Гитлера, но доказательств этому нет, а вот у другого обидчика этой нации Торквемады, еврейская кровь точно была.

Детство и юношество.
Томас Торквемада родился и вырос в Вальядолиде, Кастилия, город на севере от Мадрида. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, но это как утверждает молва.

Пёс господень.
Начав же служение в ордене (а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от небольшого местечка Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.

Духовник Изабеллы Кастильской.
Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя.
Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.

Воцарение Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского и Томаса Торквемады.
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится великим инквизитором.

Возрождение инквизиции в Испании.
Роль в возрождении инквизиции в Испании (той, которую мы знаем) полностью принадлежит лично Томасу Торквемаде. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года, когда она была учреждена папой Григорием IX. Но влияние её было не велико. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора.
И вот он становится великим инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской. Реконкиста, начавшаяся в Испании в VIII веке – совершенно особенный процесс, потому что он всегда был под флагом христианства. Отвоевание Пиренейского полуострова у мавров, шедшее до 1492 года (год взятия Гранады – последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове), было не просто войной за земли, а отчасти и борьбой с иноверцами. Учреждение инквизиции – продолжение этого процесса уже внутри Испании.
Инквизиция способствовала усилению абсолютистской власти католических королей, как нарёк Изабеллу и Фердинанда папа Сикст IV. Это и деньги, причём огромные, требовавшиеся новому объединённому государству для завершения реконкисты и для последующих великих географических открытий.

Томас Торквемада в роли великого инквизитора Испании.
Не сразу начались массовые сожжения еретиков. Томас Торквемада постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что надо бы получше бороться за веру, прочнее её укреплять, преследовать еретиков. И самое интересное, что он говорит и о конфискации их имущества – то есть какой-то корыстный умысел, либо политический расчёт.
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций: кого именно считать еретиком, как допрашивать, продолжительность пыток, всё досконально прописано. Инквизиция карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали из людей на пытках – никто не мог устоять перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала ересь внутри христианской веры и её полномочия не распространялись на иудеев и мусульман, но потом они стали врагами. Начали с иудеев, их заставляли принимать христианство, кто не хотел этого делать добровольно – принуждали силой, прямо перед костром давали выбор: либо принимай христианство, либо мы тебя сейчас сожжём на костре. Естественно, многие принимали христианство лишь бы спасти себе жизнь. До этого многие тысячи евреев просто покидали территорию Испании, опасаясь за свою жизнь. Но просто так они уехать не могли. Все деньги конфисковывались, с собой они могли брать только жалкий домашний скарб. Тоже самое произошло и с мусульманским населением.
Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле придерживаются своей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но колесо уже закрутилось в полную силу.
Как только началось преследование иудеев, то еврейская община собрала огромную сумму, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

Торквемада – фанатик или политик?
Многие считают Томаса Торквемаду настоящим фанатиков веры, совершившим все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться. Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом. Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды. В любом случае – это уже расчёт, а не голый религиозный фанатизм.

Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…

То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Он был жесток как повелитель Ада, великий инквизитор Торквемада» - испанский поэт.

Н.БАСОВСКАЯ – Лонгфелло.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Лонгфелло, Генри Лонгфелло.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Н.БАСОВСКАЯ – И справедливо. Добрый день!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Добрый день! Наталья Басовская в эфире. Справедливо?

Н.БАСОВСКАЯ – Справедливо. Алексей Алексеевич, Вы как-то в одной из наших передач мягко и интеллигентно упрекнули меня в том, что что-то они у вас, ваши персонажи, такие все в светлые тона покрашенные, солнечные… И в отместку, явно для равновесия, предложили мне образ Торквемады.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Конечно.

Н.БАСОВСКАЯ – Тут хоть надорвись, хоть пусти в ход все самые положительные эмоции, трудно найти светлое пятнышко, и мне…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я нашел два.

Н.БАСОВСКАЯ – Вы нашли? Очень, вот, мне интересно узнать, потому что я не нашла. И мы это обсудим с Вами. Родился в 1420 году, умер в 1498…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Очень долго.

Н.БАСОВСКАЯ – Долгая жизнь…

А.ВЕНЕДИКТОВ – 78 лет для Средних веков – это…

Н.БАСОВСКАЯ – И для высшего злодея… как там они с Богом поладили, не знаю, может быть, эта жизнь и была наказанием ему? Потому что то, как он жил – детали эти у нас с Вами появятся – вряд ли говорит о безоблачном счастье этого зловещего человека. Темен он, темна его душа, и темна его биография. И нет подробных книг, освещающих его биографию. Потому что все в каком-то полумраке – много предположений, много допущений, гипотез… но, видимо, неизбежно, потому что та самая инквизиция, которую он так энергично и фанатично возглавлял, она была окутана тайной, это было одно из ее средств.

А.ВЕНЕДИКТОВ – А я думал, наоборот, что она публично действовала.

Н.БАСОВСКАЯ – Ни в коем случае. Все секретно. Только вот доносчик должен быть публичен и горд. Прекрасное учреждение. Инквизиция – вообще, в слове зловещего ничего нет, «расследование». Но мы чуть позже о ней скажем. Сначала о Торквемаде. Чем отличался? Достаточно образован – может, это Ваше первое светлое пятно, не знаю.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет.

Н.БАСОВСКАЯ – Достаточно образован. А надо сказать, что Пиренейские страны в это время, в XV веке, не были центром интеллектуальной жизни Западной Европы, да и не могли быть, потому что много веков непрерывной войны против завоевателей-арабов, которые еще в VII веке покорили страны… христианские народы Пиренейского полуострова, прежде всего, вестготов. Долгие годы непрерывной войны. Они жили все время в войне и в постоянной внутренней колонизации. Поэтому высокий расцвет культуры здесь едва ли – европейской культуры – был возможен. А та культура, которую сюда принесли арабы, она другая, это другая цивилизация. Полуостров, вообще, пересечение цивилизаций. И Торквемада тем уже мог несколько отличиться – образован, хороший оратор. Выделился на богословском диспуте, где превзошел в ораторском искусстве очень известного доминиканского приора Лопеса из Серверы, и Лопес, известный до этого как оратор и победитель в диспутах, сразу привлек Торквемаду к руководству орденом. Происходил из семьи, в которой было как бы предначертана его будущая странная судьба и страшная судьба. Его отец, молодой доминиканец Иоанн Торквемада, содействовал осуждению Яна Гуса на Констанском соборе 1415 года…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Серьезно? Так это, значит, генетически…

Н.БАСОВСКАЯ – В роду!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, в роду было написано.

Н.БАСОВСКАЯ – Это что-то вроде судьбы, что-то фатальное. И… но не сразу, однако, он поддался. Правда, сейчас приведу данные молвы. Не самые надежные, но вокруг таких таинственных личностей неизбежны. Говорили, что в молодости, еще прежде, чем он пошел в строгий орден доминиканцев…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Кстати, в 31 год он только туда пошел.

Н.БАСОВСКАЯ – Да, он не юношей…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Не юношей, не мальчиком.

Н.БАСОВСКАЯ – А юношей путешествовал по Пиренейскому полуострову, по этим красотам, климат, море, солнце… и увлекся некой красавицей, что в юности понятно…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Кто, Торквемада?

Н.БАСОВСКАЯ – Торквемада. Так говорит молва, но она, она, чье имя мне установить не удалось, она предпочла ему того самого мавра, образ которого на Пиренейском полуострове долгие годы есть образ врага. Т.е. человека арабского происхождения. И унеслась с ним в ту, в последнюю область, которая оставалась под властью арабов на юге Пиренейского полуострова. Это может быть травмой. Это может быть оскорблением. Лицо Торквемады, много раз воспроизведенное, с чертами несколько условными: аскетизма, которому он привержен сделался, наверное, после историей с красавицей, мрачности такой, суровости – это все при нем. И возможно, вот этот эпизод – каждый человек ведь по-разному юношеские разочарования переносит. Возможно, он как-то отразился на его судьбе. Но дальше есть данные более надежные, которые позволяют мне сказать о нем… присоединяюсь к стану историков – тут два стана – которые не видят в нем светлых пятен. Те, кто видят в нем светлые пятна – такие тоже есть…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это я.

Н.БАСОВСКАЯ – (смеется) Нет, Вы сказали, два пункта, два…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Два пятна, да. Мы дойдем, мы дойдем, мы дойдем, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Мы их еще узнаем, мы их еще узнаем. Но очень трогательные у него защитники. Во-первых, что все это во имя искренней веры – сомнения в этом я сейчас некие изложу. А во-вторых, что, ну, не 30 же тысяч, а всего 10 тысяч по его личному-то приговору были сожжены. Ну, это…

А.ВЕНЕДИКТОВ – 10 220.

Н.БАСОВСКАЯ – Да, это же все дело меняет! Это где он лично.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, 10 тысяч – это же… сколько же, 10 тысяч – это смешно!

Н.БАСОВСКАЯ – Где он… да, это пустяковина.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Пустяк.

Н.БАСОВСКАЯ – На фоне общих – осуждения 300 тысяч человек, изгнания до 300-200 тысяч человек, приговор сожжения не менее, чем 30 с чем-то… и всего-навсего Торквемада какие-нибудь 10 тысяч. Я решительно не могу присоединиться к этому стану. Но главное, что я могу выразить некое вот это сомнение в его святой вере. Я не одинока, намеки на это есть в литературе. Правда, сначала лучше я сама, а потом…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наталья Ивановна, что же Вы такое говорите-то?

Н.БАСОВСКАЯ – …с удовольствием прочла… Нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что, не фанатик?

Н.БАСОВСКАЯ – Верить он верил, но настолько ли только верой руководствовался в своей деятельности?

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну а чем же еще он мог быть? Он был известным аскетом, он жил известно…

Н.БАСОВСКАЯ – Политик. Политикан, умеющей бороться за должность и статус, продвинувшийся к этому положению правой руки католических государей. Они получили – Фердинанд и Изабелла – такое прозвание от самого папы. Два слова о них. Еще не объединенная Испания. Она на протяжении Реконкисты несколько раз… там несколько христианских государств то разъединяются, то соединяются – кто захочет подробнее, прочтет. Но выделяются два лидера – Кастилия и Арагон. В Кастилии вокруг престола есть проблемы, такие частые в феодальных кругах. Король Кастилии Энрике IV получил прозвище – народное – бессильного.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Хорошее прозвище.

Н.БАСОВСКАЯ – И в это вкладывается что-то совершенно определенное, не только физическая сила на поле брани. Потому что при этом говорится: у Энрике IV Бессильного не могла родиться законная дочь Иоанна, единственная наследница престола. Значит, она дочь не его. И создается партия сторонников того, чтобы на престол в качестве наследницы укрепить предстоящие права – было ясно, что Бессильный долго не будет править – его сестры. У него есть сестра, Изабелла. А дочь, Иоанну, отодвинуть. Создаются придворные партии. И вот тут начинает суетиться Торквемада. Нам Фома или Томас – по-разному его называют – Томазо, Фома…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, это одно и то же.

Н.БАСОВСКАЯ – … Торквемада, да, это вариации его имени. …замеченный, выдвинувшийся в ордене, как образованный, подготовленный…

А.ВЕНЕДИКТОВ – В ордене доминиканцев.

Н.БАСОВСКАЯ – Доминиканцев. Доминикане… Псы Господни.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Псы Господни, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Охранники веры, чистоты веры. Замеченный человек. И ему предлагают разные, довольно привлекательные должности. Возглавить крупный монастырь, там, возглавить приход, богатый, достойный… он отказывается. По благородству ли? Если сопоставить с его одновременно суетой вокруг Изабеллы – она еще совсем юной оказалась в его… он оказался ее духовным отцом, наставником. И ни за что не желает с этим положением – не таким уж пока выгодным – расстаться, но он-то знает, что скорее всего королевой станет она.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. он стал ее духовником еще до того, как она стала королевой?

Н.БАСОВСКАЯ – Да. Она была совсем девочкой. Но тут началась борьба вокруг ее имени. И он твердо занял положение, предпочитая все тому, чтобы быть ее духовником. Это оправдалось. Он это сделал не напрасно. Именно он почти тайком сумел добиться, что в его личном сопровождении в 1469 году Изабелла венчается, вступает в брак с Фердинандом Арагонским.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наталья Басовская. Оказывается, политик. Но до светлых пятен Торквемады мы еще не дошли.

НОВОСТИ

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наталья Басовская, Алексей Венедиктов в программе «Все так!». Великий инквизитор Торквемада. Еще до того, как он стал великим инквизитором, он стал духовником у юной королевы Изабеллы Кастильской, и…

Н.БАСОВСКАЯ – Да. Поначалу это должность вроде не привлекательная – у Изабеллы никаких шансов на престол не было. Ну, сестра Бессильного Энрике несчастного… он что-то знал, он что-то предвидел. Потому что то, как он вцепился в этот статус, духовника принцессы Изабеллы, и то, как он в дальнейшем, всю оставшуюся жизнь, именно через нее осуществлял свое основное и решающее влияние на политическую жизнь объединившихся Кастилии и Арагона, доказывает его способность к трезвому, жесткому политическому расчету. Почему думать о нем просто как о человеке, охваченном исключительно верой, религией, я бы не стала. В нем был разумный, трезвый, жесткий политический расчет. И потом руками Изабеллы, через влияние на нее, через то, чтобы уломать ее сомнения, он продвигал свои идеи и свои действиях. И теперь об этих идеях, прежде чем подробнее сказать о том, что же такое великий инквизитор. Значит, во-первых, состоялся брак Изабеллы и Фердинанда. Объединены Кастилия и Арагон. И Торквемада – правая рука. 1475 год, Изабелла после смерти брата королева Кастилии и Лиона, Фердинанд – король Арагона, их брак состоялся – вот она, объединенная Испания. Фактически все, кроме самостоятельной Португалии на западе и остающегося под властью мусульман Гранадского эмирата. Это огромная страна, едва объединившаяся. И очень важно, какую же политику она будет вести. Здесь Торквемада сразу оказывается в первых рядах и получает из рук этих государей титул великого инквизитора, верховного инквизитора, верховного судьи по религиозным делам.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но все-таки папа издал буллу, указ, а не короли.

Н.БАСОВСКАЯ – Да, конечно. Они выдвинули это предложение, кого они хотят, папа утверждает. Сикст. И в итоге он опять играет на той самой чувствительной, самой особенной, характерной именно для Испании точке влияния – именно на роли католической церкви. Потому что здесь, на Пиренейском полуострове, она была особенной, в силу объективной исторической судьбы. Реконкиста, начавшаяся с VIII века…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это вновь… христианское завоевание.

Н.БАСОВСКАЯ – Постоянное продвижение на юг, шаг за шагом, шаг за шагом возвращая то, что арабы еще в VII веке, будучи в большой силе – мощная такая волна арабских завоеваний – отняли. Сначала отвоевали, а потом построили, построили там свой мусульманский, арабский, восточный мир, принесли очень много другого – другой язык, другую культуру, другую агрокультуру, другое строительство. И в конце концов создали какой-то сплав цивилизаций. Довольно хорошо известно, что произошло некое такое разделение занятий – арабы, прежде всего, занимались строительством, евреи, жившие там с очень давних пор, задолго до арабов – финансы и всякие, все роды финансовой деятельности, христиане – война. И вот в этой войне христиане, конечно, сформировались на Пиренейском полуострове как особенное такое, монолитное сообщество рыцарей, которые дерутся за свои земли. И главным знаменем, единственным знаменем, нормальным для этого времени и для этой исторической ситуации, конечно, стала католическая религия, католическая церковь. Она знамя в течение нескольких веков, и поэтому она, конечно, занимает в обществе совершенно особенное положение.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я могу порекомендовать нашим слушателям книгу хорошо вам известного Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада», которая описывает события, предшествующие вот этой истории, предшествующие. Вот, взаимодействие культуры христианской, иудейской и исламской – вот это то, что было на полуострове – вот это очень интересно.

Н.БАСОВСКАЯ – Там уже намечался некий сплав. И он, в общем-то, был дееспособным. Но военные успехи Реконкисты изменили ситуацию. Христианское рыцарство, одерживая военные победы… трудные военные победы. В XI веке чего стоило взятие Толедо – это, в общем-то, решающий момент Реконкисты. Одерживая эти трудные победы, опираясь на все более широко к ним примыкающие слои населения, новых поселенцев – ведь захватили город, выселили прежних, посадили новых, христианское население новое.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Христиане-ремесленники, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Да, короли дают привилегии. Горожане. Крестьяне и горожане.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Горожане.

Н.БАСОВСКАЯ – В сущности, кортесы… это парламент на Пиренейском полуострове, то, что в Англии парламент, во Франции Генеральные штаты и т.д. – орган сословного представительства. В Испании это был единственный пример, когда в кортесах, пусть слабо, пусть не очень надежно, но было представлено и крестьянство. Почему? Да потому, это ясно, они же и воины, они же и колонисты, они же опора…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Колонисты. Колонисты, опора, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Вот они столько столетий, не одно столетие, живут в состоянии постоянной колонизации, происходящей прямо здесь, что потом глубоко не случайно они же оказываются в лидерах Великих Географических открытий и колонизации Нового Света. Они умели несколько столетий жить постоянно в условиях колонизации. Для них это было нормально, как дышать.

А.ВЕНЕДИКТОВ – И поэтому они были базой, в том числе, инквизиции, надо сказать.

Н.БАСОВСКАЯ – Безусловно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Потому что это их знамя, это их знамя. Это не знамя королей, это не знамя ремесленников, это не только знамя королей и не только знамя ремесленников.

Н.БАСОВСКАЯ – Особая роль церкви позволила, конечно, и появление такой фигуры, как Торквемада, в роли… его, как только не называют его сторонники – «лев религии», «лев веры»… я бы сказала «лев злодейства» все-таки, будет точнее. И он их правая рука. Но тут еще один пункт, который я хочу высветить для того, чтобы он не казался уж таким просто фанатиком веры. Еще в 80-е годы XV века он убеждает Фердинанда и Изабеллу, что надо бороться за веру, надо укреплять ее, надо инакомыслие потихонечку изжигать, а потом каленым железом уничтожать. Но в 80-е годы он уже говорит: при этом конфисковывать имущество еретиков. Это правильно, это нужно, это важно – великий инквизитор думает не только о величии веры. А в народе было известно: фанатизм Изабеллы и алчность Фердинанда. У каждого была своя ахиллесова пята. Вот она-то, Изабелла, вероятно, фанатично привержена вере, боится гнева Господня, верует во все, что ей излагает ее духовник. А Фердинанд очень жаден. Он готов был, между прочим, и разойтись с линией Торквемады, когда иудейская община предложила ему огромные деньги…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Отступные?

Н.БАСОВСКАЯ – Отступные. Чтобы их не преследовали. И он заколебался. Взять, взять эти деньги – так легко, просто, чем возиться с этими процессами. Но для Торквемады это же не потеря денег, это потеря его особого статуса, его правой руки, первого человека при христианнейших государях. И вот, он устраивает сцену, по разному, но близко к тексту описанную разными авторами. Швыряет наземь серебряное распятие с фигурой распятого Христа при королях и говорит: «Вот, однажды он был продан за 30 серебряников, вы готовы продать его за 30, допустим, тысяч, миллионов – не имеет значения!» И эта сцена, как обычно, произвела эмоциональное впечатление именно на Изабеллу. А Изабелла пользовалась влиянием на Фердинанда. Дальше все так по-людски, по-человечески понятно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – По семейному.

Н.БАСОВСКАЯ – И принять этот выкуп они отказываются. Вместо выкупа все мощнее полыхают процессы. Тут надо сказать несколько слов все-таки об инквизиции отдельно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, я просто – теперь вот светлое пятно Торквемады.

Н.БАСОВСКАЯ – Ну наконец! Я дождалась.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он, да… он навел порядок в допросах. Он выпустил массу инструкций, которыми регулировалось применение пыток. Т.е. выходить за рамки инструкций – это навлечь на себя гнев великого инквизитора.

Н.БАСОВСКАЯ – Об этой инструкции надо поговорить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. можно сказать, прозрачность пытания – я бы сказал так. Как называлось, «обмоление членов» это называлось.

Н.БАСОВСКАЯ – Как это… насколько это высветляет его личность?

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну как? Порядок… все-таки порядок некий. Все-таки некие правила.

Н.БАСОВСКАЯ – Это слово при… в третьем Рейхе, при фашистском режиме, слово порядок.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ordnung, да, ordnung.

Н.БАСОВСКАЯ – Сделалось, в общем-то, мрачным и страшным. И в их действиях было очень много подобного Торквемаде – и уничтожение книг, которые запрещены к чтению, и сожжение книг, и преследование инакомыслия. Что было главного в идее инквизиции – про инструкцию я сейчас скажу. Главное в идее инквизиции – это карать не за действия обязательно. За помыслы, за иные… за мысли, которые кажутся подозрительными, за мысли, которые кажутся опасными.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я процитирую – это у нас руководство знаменитого инквизитора Эмерика, статья 6 – извините, я тоже готовился…

Н.БАСОВСКАЯ – Замечательно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Суду подлежит, - цитата, - всякий причастный к ереси словом, делом или сочинением». Написать, сказать…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но при этом каждый инаковерец одновременно превращался во врага строя, во врага государства.

Н.БАСОВСКАЯ – Он уже.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Иновер – он уже враг. Изначальная позиция – он враг.

Н.БАСОВСКАЯ – Если он придерживается иудейской веры или мусульманской веры – а на протяжении нескольких веков все это как-то уживалось – то они по таким инструкциям автоматически попадают во враги.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Во враги государства! Не только веры, религии, но и государства. Враг народа.

Н.БАСОВСКАЯ – Торквемада, в сущности, был орудием абсолютизма испанского. В конце концов, не орудием веры, а орудием абсолютизма. Того самого мрачного, самого жесткого, который при Филиппе II сделается вообще величайшим анахронизмом в западноевропейском регионе. И как пишут некоторые испанские историки, его деятельность, истребление всяких мыслящих людей как можно больше, дурно повлияла на генофонд нации, в конце концов. Они это прослеживают по сей день, что в сущности, отсталость Испании, такая известная в XVI веке, о которой с такой болью объективно, как гениально написал Сервантес, уже в XVII, что какая-то припозднившаяся, отставшая, живущая какими-то мифами – это начиналось здесь. В сущности, объявив всякую иную веру враждебной государству, он подтолкнул первое массовое действие, которым занялась инквизиция – насильственное обращение в христианство начали с иудеев. Насильственное. Часто делалось так: прямо перед лицом костра. Вот тысячи людей, вот здесь сейчас будет аутодафе – формальное название, «акт веры».

А.ВЕНЕДИКТОВ – Сожжение.

Н.БАСОВСКАЯ – Сожжение. Выбирай.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Или туда, или сюда.

Н.БАСОВСКАЯ – И тысячи людей выбирали переход в христианскую веру.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что их не спасало, кстати.

Н.БАСОВСКАЯ – Нет. Большинство… они еще не знали. Большинство из них делали это, конечно, вероятно, не вполне искренне. Когда перед ликом пламени разгорающегося костра, до какой тут уже искренности? И вот эти «конверсус», вот эти обращенные, новообращенные, отношение к ним христиан уже ясно, потому что очень быстро у них появляется кличка, прозвище – «мараны», а это на староиспанском «свиньи». Т.е. если говорить о разжигании межконфессиональной и межнациональной розни, то Торквемада среди первейших мастеров этого дела, ибо он делал это мастерски. А что касается инструкции, Алексей Алексеевич, о которой Вы совершенно справедливо сказали, то мне кажется… это знаменитая инструкция, которую он ввел – там много-много пунктов, и она очень сложна. Многие пункты ее совершенно туманны, их и расшифровать-то можно так, как захочешь. Она чем и страшна. Прописав, вписав, высветив такой момент: единожды можно применить пытку. Но затем, после пытки – там ограничены часы. Например, знаменитая пытка велья, которую применили к Томазо Кампанелле позже, в XVI веке, в Италии – она длилась 40 часов, не больше. Но это 40 часов медленного опускания человека, сажания его на кол! При чем тут уже ограничения? Это же изуверство, зверство! И самое изуверство в следующем пункте: после проведения этой пытки – здесь для разных пыток разные часы, вполне достаточные, чтобы истерзать человеческое тело до предела – он должен подтвердить свои показания, данные под пыткой. И сохранились документы – хотя инквизиция много уничтожала, засекречивала, скрывала от общества. Но сохранились, найдено кое-что. В том числе, испанскими историками. Французскими, немецкими. Некая женщина, которую подвергли пытке, с нее требуют: повтори свои показания. Она говорит: «Я не помню». И это записывают ей как очередной… очередную попытку увернуться…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Отказ от показаний.

Н.БАСОВСКАЯ – Отказ от показаний. А значит, враждебное религии поведение. А она на самом деле не помнит. Ожесточение нарастало. И если когда-то с XIII века возникшая инквизиция, вообще в Западной Европе возникшая в XIII веке, она всегда была связана с жестокостями. Еще и в XIII веке устами римского папы Иннокентия III знаменитого было сказано в отношении еретиков-альбигойцев…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, это до. Это до.

Н.БАСОВСКАЯ – Спросили, как отличить? Он сказал: «Убивайте всех, а Господь рассудит, кто из них свой».

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, Господь своих узнает, да.

Н.БАСОВСКАЯ – По этой самой линии нарастает ожесточение. В отношении приверженцев иудейской веры – отрекшихся, не отрекшихся – постепенно нарастает, такая атмосфера создается, что что бы ты ни сделал, ты враг. Пишут современники: стоит надеть в субботу чистую рубашку – отступник, значит, ты придерживаешься иудейской веры. Стоит кому-то на дорогу устроить маленькую пирушку, перед путем и высказать добрые пожелания, доброй дороги – а!!! Это иудейская традиция, ты отступник. Или если женщина, вдруг заметили соседи – а доносы поощряются – почему-то в субботний день не придается истово домашнему хозяйству, значит, она в душе придерживается иудейской веры. Таким образом подвести под отступничество, подвести под преступление против веры, притворное принятие христианства можно практически любого.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Или, например, бегство подозреваемого считалось неоспоримой уликой.

Н.БАСОВСКАЯ – Это уже доказательство.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. Если бежал, значит, виноват, иначе зачем бежать.

Н.БАСОВСКАЯ – Абсолютное доказательство. Т.е. вот эта система…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. других не требовалось, грубо говоря.

Н.БАСОВСКАЯ – Система жестокости и безысходности, бесправия абсолютного, она, начавшись с вопросов религиозных, к концу времени Торквемады – фигуры, ставшей нарицательной – она становится тотальной, всеобщей. Общество живет в ужасе. Но в ужасе живет и Торквемада. У него была охрана из 250 человек.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Знаете, в Средние века 250 человек – это, там, не треть армии, конечно…

Н.БАСОВСКАЯ – Это вообще армия!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, это армия. Это частная армия.

Н.БАСОВСКАЯ – Он нигде не появлялся без этой охраны. 50 всадников и 200 пехотинцев. У него дом был обставлен, там, костью единорога, еще что-то… считалось, что это от отравления. Он ждал отравления…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. Надо понять, что у него на столе всегда лежал рог единорога, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Обязательно, да. Фантастического.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Потому что считалось, что при яде рог единорога должен покраснеть.

Н.БАСОВСКАЯ – Да. И он… покажет, что его пытаются отравить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Пытаются отравить, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Он боялся отравления, он боялся ножа. Он жил только в окружении вот этой безумной охраны. Он окружен страшной ненавистью.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но не только, вот, маранов, но и то же самое с маврами – морисков, которых называли мориски.

Н.БАСОВСКАЯ – Мориски – это обращенные арабы, мусульмане.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он же… преследовал всех. Вот светлое пятно. Второе светлое пятно.

Н.БАСОВСКАЯ – Номер два.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он преследовал всех: простых граждан, ученых, чиновников, бедных, богатых, епископов, близких к королю людей. Т.е. для него социальные различия, вот, «мы только будем этих, богатых иудеев и богатых арабов, а богатых испанцев не будем трогать» - нет!

Н.БАСОВСКАЯ – Нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет.

Н.БАСОВСКАЯ – А это же его конкуренты во власти. Алексей Алексеевич, я на Ваше светлое пятно хочу темную такую каплю бросить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но Вы все его притягиваете, что это такой, как бы… такой человек, который абсолютно беспринципный. А я пытаюсь доказать, что у него были принципы, которые он извращенно применял…

Н.БАСОВСКАЯ – А как легко убрать соперника, если ты разработал вот такую систему, и если кто-то…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну кто же у него был соперником, когда он был духовником Изабеллы? Он ее до конца жизни – сколько же лет…

Н.БАСОВСКАЯ – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – …он был духовником Изабеллы – 40 лет!

Н.БАСОВСКАЯ – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – 40 лет. Никто не мог его убрать, никоим образом.

Н.БАСОВСКАЯ – Это монополия духовного влияния на королей, которую он не мог уступить никакому епископу, никакому гранду, который мог выдвинуться, никакому отважному воину. Ему надо было сохранить свое монопольное положение. И конечно, апофеоз его деятельности, высшее торжество – это его победа – духовная, физическая, всякая – решение об изгнании всех иудеев из Гранадского эмирата. В 1492 году, после непростой войны, тяжелой войны, испанское королевство завоевывает последнее мусульманское государство, Гранадский эмират, на юге Пиренейского полуострова. И торжествуйте: прекрасно, побежден, Гибралтар пересекли большая часть арабов, многие остались. С ними заключен договор, с этими, особенно морисками, теми, кто приняли христианство. Все будет нарушено, они будут обмануты.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, естественно.

Н.БАСОВСКАЯ – Но пока они остались. Их заверили, что они будут жить. Так надо добиться полного изгнания иудеев. Этого добивается Торквемада и добился. И при этом опять это несветлое пятно: им разрешено… им дают три месяца на то, чтобы покинуть землю, где жили все их предки и они много-много веков. И разрешено вывезти все, кроме – вот это я обожаю – кроме золота, серебра, металлических монет, лошадей и оружия. Так что же им разрешено вывезти? Подушку и одеяло. Т.е. это ограбление в лицемерной, подлой, гнусной форме. В 19… я не оговорилась. В 1992 году король Испании Хуан Карлос…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нынешний.

Н.БАСОВСКАЯ – Нынешний король Испании принес извинения. Как пишут многие авторы, набрался мужества гражданского – я тоже уважаю такие поступки, безусловно – и принес извинения за эту страшную акцию. Потому что большинство этих людей – беглецом, изгнанников – погибли. Они отправились кто в Португалию, кто во Францию. Как-то чуть-чуть лучше сложилась их судьба в Италии. Многие погибли по дороге – это дети, женщины, старики, которым, мы заметили, что разрешено было вывезти. Это резко обнищавшие люди. И страдания их были велики. Кто-то пытался потом вернуться назад, тонул в море. Это большая трагедия самого конца XV века. Заметим, это происходит в тот самый год, когда Колумб открыл Новый Свет, когда это открытие знаменует переход всей цивилизации европейской на новый уровень. Расширяется горизонт человека, представление его о мире, просветляется разум. Меньше будет химер. А эта страна, прежде всего, по милости всевластия инквизиции, находится абсолютно в плену химер и предательств. Торквемада после этой акции, которая была его апофеозом, действительно, уходит в отставку – сам. Его никто не изгоняет. И проводит еще несколько лет своей жизни – очень преклонные годы – в аскетизме, в монастырской жизни. Что за этим стоит? Не знаю. Возможно, его стали преследовать тени бесконечных жертв.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, я только добавлю еще, Наталья Ивановна Басовская, что не только король Хуан Карлос осудил и принес извинения. Доминиканский орден попросил прощения за нетерпимость Торквемады и гонения на еретиков. Он осудил его, практически, тоже вот сейчас, буквально.

Н.БАСОВСКАЯ – Очень хорошо.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это при Иоанне Павле II. Это была линия очищения католической церкви и покаяния ее в былых грехах. Но памятник на могиле Торквемады стоит, и его могила привлекает массу туристов.

Н.БАСОВСКАЯ – И у него есть сторонники до сих пор и поклонники.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, между прочим, еще одна такая новость в самом конце: новый римский папа, Бенедикт XVI, долгие годы возглавлял конгрегация священную – так называется сегодня учреждение, которое раньше носило имя святейшей инквизиции.

Н.БАСОВСКАЯ – Инквизиция в Испании была отменена только декретом Наполеона Бонапарта в 1808 году. Казалось бы, ох, хоть в начале XIX века! В 1814, после Венского конгресса, поражения Наполеона, восстановлена, и, наконец, отменена полностью в 1835. Но какие-то тени инквизиционных расследований, методы живут, действительно, увы, по сей день.