Венеды. Венеды, славяне, русы: предковая история Где жили древние венеды

Привычка античных историков смотреть сверху вниз на все окружающие народы затрудняет современные этнографические исследования. Сведения, приводимые ими, зачастую противоречивы и изобилуют неточностями. Одной из жертв такого отношения стали венеды. Кто это были на самом деле, не ответит и доктор наук. Имеются лишь обрывки информации, по которым ученые пытаются восстановить цельную картину.

Кого римляне называли венедами? Как они жили?

В поле зрения античных историков данная группа племен попала очень давно:

  • Первым, кто обратил внимание на них и дал им общее родовое название, был древнегреческий ученый Страбон. В своей «Географии» он описал «веннонесов» как жителей региона Северной Италии близ Боденского озера;
  • Его древнеримский коллега, Плиний Старший, описывает венедов как обитателей Балтики;
  • Аналогичные данные приводит еще один историк из Вечного Города, Клавдий Птолемей;
  • Самое исчерпывающее описание народности дано в этнографической работе «Германия» Публия Корнелия Тацита. Исследователь отмечает сходство венетов и германцев в быту и хозяйстве, но не по языку и этническому происхождению.

Согласно букве древних трактатов, образ жизни венедов был следующим:

  • Основным их занятием было животноводство;
  • Пастухи жили в небольших прибрежных поселениях или на искусственных островах, выстроенных из деревянных бревен;
  • Им был известен металл, однако сами они его не обрабатывали (покупали у соседей);
  • Умерших родичей они кремировали, а урну с их прахом хоронили в земле, делая земляные насыпи.

Прочие народы с такими названиями

Данный этноним в некоторых случаях используется для обозначения прочих народов:

  1. Кельтскими венетами называют группу племен, населявших римскую провинцию Бретань. Они были носителями довольно развитой культуры: возводили крепости на возвышениях, стили корабли из досок и гвоздей. С железного века часть из них отплыла в Британию, где контролировала добычу олова в Девоне и Корнуолле;
  2. Палеовенеты населяли северо-восток Италии. Наивысшего расцвета достигли с IV по IV века до н. э. Занимались рыболовством, животноводством, выращивали зерно и виноград. После II века до н. э. попали под влияние Римской империи и постепено были ей ассимилированы;
  3. По-итальянски венетами называются жители региона Венето, или Венеция. Имеет ли этот этноним какое-либо отношение к жившим на этих землях современникам древних римлян, неизвестно.

Этимология названия племен не менее интересна, чем география их проживания. Считается, что корень слова происходит от протоиндоевропейского «уэн», что переводится как:

  • Стремиться;
  • Желать;
  • Любить.

Анты и венеды (венеты)

Византийские ученые привнесли немало нового в образ племенной группы. Самым крупным среди авторов Восточной Римской империи был Иордан, написавший в 550-551 историко-географический труд «Гетика»:

  • Он дает описание венетов как бурно развивающегося народа, чьи жилища начинаются у истоков реки Вислы (современная Польша) и занимают «великое пространство земли»;
  • Историк приводит альтернативные названия племени: анты и скловены. Они были завоеваны готами под предводительством Германариха;
  • Иордан является единственным античным автором, который использовал названия «венеты» и «анты» как синонимичные. На Пейтингеровой скрижали (средневековая копия древнеримской карты) проводятся различия между племенами, населявшими окрестности Дуная и Балтики;
  • Согласно данным современной исторической науки, анты и венеты считаются разными племенами.
  • В отечественной славистике еще с XIX века господствовала точка зрения, согласно которой венеты и анты признавались родоначальниками восточной славянской ветви: первые - западной, вторые - восточной. Такая точка зрения находит множество противников в научном сообществе.

Предки современных славян?

Среди наиболее распространенных аргументов против наличия у венетов славянских корней:

  • Как следует из античных источников, славяне и праславянские племенные образования никогда не использовали слово «венед(т)ы» в качестве самоназвания. Его применяли лишь греко-римские исследователи;
  • По словам немецкого лингвиста А. М. Шенкера, лексика ранних славянских языков не содержит никакой морской терминологии. Есть основания полагать, что праславяне никогда не выходили к берегам Балтийского моря;
  • Филолог Георгий Хабургаев отмечает, что римские и древнегреческие ученые зачастую противоречат друг другу в описании соседнего им народа. Такая путаница затрудняет современные исследования славяногенеза;
  • Известна древнеримская трактовка племени в качестве прусского или германского;
  • Как бы то ни было, формирование протославянского сообщества происходило в непосредственном контакте с жителями балтийского побережья. Последние дали своим соседям множество гидронимов и подарили согласные «к» и «г».

В контексте словенского национализма

Словенцы, которые долгое время пребывали в тени своих соседей и страдали от гнета Австро-Венгрии, решили прибегнуть именно к этому приему:

  1. Сторонники «венетской теории» утверждают, что предки словенцев не приходили из Восточных Альп, а заселяли современную территорию Словении всегда;
  2. Эти древние народы были не славянами, а венедами, - народом, который жил в Центральной Европе и Северной Турции;
  3. Древние словенцы оказали значительное влияние на лексику жителей Северной Италии. Оно якобы прослеживается в топонимике и некоторых памятниках культуры;
  4. Теория произвела широкий общественный резонанс на рубеже 80-х-90-х годов XX века. Взлет национального самосознания, происходивший на фоне крушения социалистического лагеря, стал благодатной почвой для альтернативного исторического знания;
  5. Сегодня все доводы, приводимые адептами теории, признаны несостоятельными. Несмотря на это, она по-прежнему находит значительную поддержку со стороны патриотических обществ и ряда представителей интеллигенции.

Сколько историков, столько и мнений относительно происхождения славянских племен. Распад социалистического лагеря высвободил националистическую энергию у жителей Восточной и Центральной Европы, которые сегодня мнят себя потомками древних венед. Так древние греки и римляне называли своих северо-восточных соседей.

Видео: Задорнов о венетах

В данном ролике известный сатирик Михаил Задорнов расскажет, как он относится к венедам, что о них думает:

Вене́ты (лат. Veneti, греч. Ενετοί) - название, использующееся для обозначения нескольких племенных групп, существовавших на территории Европы в конце 1-го тыс. до н. э. - начале 1-го тыс. н. э.:

* Венеты - группа племён на северо-востоке Италии (совр. область Венето), говоривших на древнем венетском языке.
* Венеты - кельтское племя на юге полуострова Бретань на северо-западе Франции.
* Венеды (реже венеты) - группа племён в Восточной Европе, возможно предки славян.

Вене́ты (лат. Veneti, греч. Ενετοί) - группа племён, населявших северное побережье Адриатического моря, к северо-востоку от реки По. Позднее по имени венетов эта область получила название Венетия (откуда город Венеция) или совр. Венето. Согласно археологическим данным, появились здесь в XII-XI веках до н. э. Предположительно связаны с Атестинской археологической культурой.

Более 300 надписей, написанных венетским языком и дошедших до наших дней, позволяют считать венетский язык отдельной ветвью индоевропейских языков, близкой к италийским языкам.

Наконец, венедами или венетами называются у Плиния Старшего и у Тацита восточные соседи германцев, т. е. венды.

В Средневековье единство венетов и славян была аксиомой, и даже для всех немецких хронистов.

Иордан в "Генетике": Венеты вначале пробовали сопротивляться в ввиду своей многочисленности, но затем были побеждены из-за слабости своего оружия"
Отколь же такое рвение вывести "германство" из Венетов и немного ославяниться.
Дело в том, что древний Дойче неожиданно "показал" своё родство с Идиш. И далнейшее изучение древнего и древнейшего Дойче оказалось не желательно.
Славянские же языки показали своё удивительное сходство с Санкритом, языком Вед.
И по прошествии нескольких тысячелетий эта схожесть осталась.
Кроме языка русских и индусов сближают общие черты в искусстве, религии, в праздничных обрядах.
Вететы славились своей удивительной музыкальностью. И эту любовь к музыке мы наблюдаем у всех славянских народов,
Песнопение же германца Средневековья обычно сравнивали с непогодой за окном.
Даже в современное время германоговорящие музыканты предпочитают не петь на Дойче, и обычно поют на английском.

Недавно вышла в свет новая книга Павла Тулаева “Венеты: предки славян” (М., Белые альвы, 2000)*, которая представляет собой научное исследование давней и весьма дискуссионной проблемы славянского этногенеза. В работе дается подробный обзор источников по истории вопроса: от античных авторов до современных публикаций. Особое место уделено сенсационной книге трёх словенских ученых – Матея Бора, Йожко Шавли и Ивана Томажича “Veneti. First Builders of European Community” (1996).
“Суть полемики вокруг венетов (энетов, венедов, вендов), – говорится в резюме издания, – сводится к ответу на вопрос: были они славянами или нет. Западные ученые, преимущественно немцы и итальянцы считают, что венеты, имеющие древние корни, не были славянами, так как последние вступили на историческую сцену лишь в VI веке н.э., когда они приняли участие в разрушении римской империи и попали на страницы византийских хроник. Большинство славянских авторов склонно видеть в венетах своих далеких предков, хотя это мнение не всегда достаточно обосновано и не разделяется всеми учеными.
На основе исторических фактов и обобщений из научной литературы мы сегодня можем более точно реконструировать картину венетского мира, начиная с глубокой древности. В хронологическом плане ее можно разделить на следующие основные этапы.
До 1200 г. до н.э., условной даты Троянской войны, энеты (enetoi), упоминаемые Гомером, а позже Страбоном и другими античными авторами, проживают в Троаде и Пафлагонии. Их родословная восходит к Дардану, Илу и Пилемену, в чем проявилась исконная связь западных областей Малой Азии с европейской Фракией и Иллирией.

1200 г. – VII в. до н.э. После падения Трои и Хеттского царства энеты, возглавляемые Антенором, переселяются сначала во Фракию, а затем на северное побережье Адриатики. Соплеменники Энея, главного героя “Энеиды” Вергилия и легендарного основателя Рима, колонизуют западную часть Апеннинского п-ва. Там возникает цивилизация этрусков, потомков пеласгов и тирренов. В это же время происходит миграция пафлагонских энетов в Урарту, частью которого было царство Ван.
VI в. – I в. до н.э. После падения династии Тарквиниев центр этрусков смещается на север, в район Этрурии. В адриатической Венеции, описанной многими авторами: от Геродота до Тацита, в это время складывается союз городов с развитой торговлей и культурой. Венеты Адриатики осваивают наряду с другими так называемый “янтарный путь” из Средиземного моря в Балтийское, проходящий через Альпы, в частности, Норику.
I–IV вв. н.э. Венеты проживают на широком пространстве: от центральной Европы (свидетельства Плиния, Птолемея, Юлия Цезаря) до северо-западного побережья Балтийского моря, которое современники называют Венетским. К востоку от Дуная в этот период появляется племя антов, родственное, по мнению готского историка Иордана, западным венетам. Анты продвигаются от Южного Буга до среднего течения Днепра.
V – VI вв. Захваченные общим движением варваров (аланов и гуннов) анты в союзе с родственными племенами славян (склавенов) вторгаются в пределы Римской империи. Они покоряют Иллирию, северную Италию, захватывают Рим, что с подробностями описано у Прокопия Кесарийского и других византийских историков. Племя вандалов, родственное антам и вендам, но возглавляемое германскими вождями, уходит дальше на запад, проходит с войнами через Испанию и основывает в северной Африке Вандальское царство.
VII–IX вв. Славяне, которых германцы и финны называют венетами, вендами или просто вене, создают на широких просторах Европы от Альпийских лугов и всего течения Дуная до лесов и степей восточно-европейской равнины свои города и княжества. Государственный союз хорунтан, чехов, моравов и лужицких сербов во главе с “венецианцем” Само (середина VII века) был славянским и распался под натиском германцев. Балтийские славяне во главе с варягом Рюриком утверждают свою власть в Новгородской и Киевской Руси, где жили словене, поляне, кривичи, вятичи и другие родственные им племена.
X–XII вв. На южном побережье Балтики, где проживают поморы (померане), варии, руги и раны, развивается венетская цивилизация. Здесь существуют крупные религиозные центры (Аркона, Ретра) и процветают торговые города Старград, Волин (Винетта), Щецин, а весь регион известен как Виндланд. Поморские венеты ведут постоянные войны с германцами, но последние одерживают победу и разрушают славянские города.
XIII–XV вв. В Центральной Европе утверждается господство германских князей, выступающих в союзе с католическим Римом. В то время, когда военно-монашеские ордена наступают с запада на Польшу, Пруссию и Литву, с востока русские княжества опустошают монголо-татары и кочевники. После падения Золотой Орды и захвата православного Константинополя (Царьграда) турками-мусульманами начинается борьба за гегемонию в славянском мире.
С методологической точки зрения удалось прояснить следующие важные моменты. Венеты изначально жили в Европе. В течение тысячелетий они неоднократно перемещались с одного места проживания в другое, сохраняя принцип родовой общины. Венеты были наследниками древней цивилизации, возможно, Винчи, Аратты или Пеласгии (легендарной Гипербореи, с которой связан культ олимпийских богов Зевса, Лето, Аполлона и Артемиды), а также наследниками этрусков-пеласгов. В эпоху бронзового века они имели уже развитую религию, культуру и экономику. В ходе экспансии венеты основывали на периферии протославянского мира города-колонии (Трою, Рим, Венецию, Винетту). Тип колонизатора и носителя развитой культуры получил художественное развитие в образах таких героев, как Эней, Орфей, Садко, Вяйнемайнен,
Венеты – это не современные славяне, а наши далекие предки. Однако именно к ним в метаисторическом плане восходит прямая генеалогическая линия славян. Венеты это не кельты, не готы, не скифы, не германцы, не скандинавы, не греки и т.д., а самостоятельная линия в развитии человеческой истории. С антропологической точки зрения они были европеоидами, субъектами белой расы и носителями ее цивилизации. Более древняя общность могла существовать в V–VI тыс. до нашей эры или раньше, но и в ней протославяне имели свое собственное лицо.
Разумеется, за тысячи лет наши предки неоднократно смешивались с соседними племенами, и подвергались внешнему влиянию. Династические браки также предполагали соединение различных кровей. Скорее всего, под именем венетов в разные исторические эпохи выступали разные этносы. Однако это не означает, что они не были родственными, что у них не было преемственности.
Для возрождения славянства нам необходимо сознательное освоение всех его богатств. Дальнейшее изучение венетов будет более строгим. Применяя новейшие методы сравнительной культурологии, семиотики, лингвистки, антропологии, мы будем дифференцированно подходить к каждому факту. Мы будем отличать имя этноса от его носителя, этнос от языка, язык от антропологии, одну эпоху от другой, и будем с любовью изучать нашу родную древность в целом”.
Русское издание книги П.Тулаева включает сокращенный перевод текста на словенский язык, выполненный Миланом Смолеем, а также резюме на английском. Первое издание книги можно заказать по адресу: Россия, 103104 Москва, а/я 17, Юсту Ругелу.

Павел Владимирович ТУЛАЕВ

*Монография Павла Тулаева “Венеты: предки славян” увидела свет в 2000-м году. Скачать её в формате PDF можно на персональном сайте П. В. Тулаева -

Птолемей Клавдий назвал их именем Карпаты и Балтийское море. Возможно, именно они основали Венецию. Король Швеции (Густав I) гордо величал себя их королем. Вполне вероятно, что именно они являются предками славян.

Славяне?

Эта древняя группа племен появилась на территории Европы в I тысячелетии до н.э. в результате «соприкосновения римлян с племенами южной Прибалтики». Одно из первых упоминаний о венедах принадлежит Геродоту Галикарнасскому и датируется V веком до н.э.: «Янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов)».

В I веке н.э. Рублий Корнелий Тацит обозначает территорию венедов областью между рекой Вистула (Висла) и эстиями (зстами), однако сомневается в справедливости отнесения их к германцам или сарматам. Венеды использовали щиты, передвигались пешком, ставили дома, что слабо коррелировало с образом жизни сарматов, предпочитавших постоянно «быть на коне» и воспринимавшими повозки в качестве «дома».

Век спустя, Птоломей Клавдий назвал Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты – Венедскими горами.

На Пейтингеровой карте (редакция I - V века н. э.), венеды локализуются дважды. Впервые (как Venadi) - с севера Карпат, позднее (как Venedi) - в низовьях Дуная.

Готский историк VI века Иордан опубликовал очерк начала истории славян. Иордан выдвигает мнение, что названия «венд», «венед» и «славянин» использовались для обозначения одного и того же народа. Историк применяет эти названия попеременно, что свидетельствует о том, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами:

«У левого склона (Альп), спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами».

Основываясь на этом и других сохранившихся письменных упоминаниях венедов, последних часто напрямую отождествляют со славянами. Однако венеды намного древнее.

Венеды, венеты и вандалы

Алексей Хомяков и другие историки XIX века не дифференцировали венетов, венедов и вандалов. Все три группы они отнесли к древним славянам. Отсюда гипотеза о том, что именно славяне основали Венецию.

Древнерусские («Повесть временных лет») и средневековые литовские легенды («О Палемоне») отмечают регион Норик, как территорию обитания иллирийских венетов, где никогда не было ни славян, ни древних балтов. В процессе миграции на север к южным берегами Балтийского моря венеты, смешавшись с местными балтийскими племенами, вполне могли превратиться в венедов.

С этим согласуется также легенда об образовании чешского народа, описанная в книге Прокопа Слободы.

Готский историк VI века Иордан первым описал историю славян, слова «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа. Историк использует эти названия попеременно, что свидетельствует о том, что в VI веке признавалось тождество славян с венедами:

«По разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть суть славяне»

Король Швеции Гуcтав I гордо относил себя к венедам. Его пышный тройной титул звучал так: «Король шведов, гётов и венедов».

В «Скандивании в наглядных описаниях Йоханнеса Мессенуса» автор придает происхождению венедов как народа, значение бого-избранности:

«Óдин, с военной помощью союзных ему венедов, завладел всей европейской частью Сарматии и землей, откуда недавно изгнали вандалов, а вместо них поселились венеды, и море у нового места их обитания позже прозвалось Венедским заливом».

Другие гипотезы

Этноним «венеды» известен на побережье Адриатики. Современная итальянская провинция Венето и город Венеция даже в своих названиях обозначили народ венетов.

Историкам известны и другие племена, носившие сходное название. В частности, кельты-венеты, о которых в «Записках о Галльской войне» упоминал Юлий Цезарь.

Член-корреспондент Императорской академии наук Александр Николаевич Попов связывает имя венедов с легендарным народом ванов из германской мифологии. Ваны относятся к группе богов германо-скандинавского пантеона. Даже легендарные асы уступали им в возрасте и мудрости.

Средой обитания ванов считалась Ванахейма – страна Северного Причерноморья к западу от реки Дон (Ванаквисль), о чем говорится в древнеисландской «Саге об Инглингах».

Что о венедах знают лингвисты?

Подтверждения гипотезы о том, что венеды – наши предки, есть и в лингвистике. Слово «русский» переводится на финский как «Venäläinen», «Русь» - «Veneman», Россия по-эстонски - «Venemaa». Карельское «Veneä» означает «Русь».

Словацкий ученый Павел Шафраник находит в этом протославянском языке термин «руса» и трактует его как «река». «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло», – заключает ученый.

Куда они делись?

На рубеже IV - V веков началась эпоха Великого переселения народов. Венеды рассеялись по различным территориям. Однако они не исчезли бесследно. Название народа и накопленная генетическая память связывают ветви древнего народа идеей общих корней.

Поскольку историю пишут победители, достоверность этой науки давно вызывает сомнения. И все же именно благодаря ей современное поколение получает возможность хотя бы приблизительно представить, как жили люди в далеком-далеком прошлом. Давайте узнаем о судьбе такого народа, как древние венеды. О них писали многие античные автыа, называя великим, поэтому сегодня многие мечтают назвать их своими предками. Справедливы ли претензии? Попробуем это выяснить.

Кто такие венеды?

Энеты, венеты, венеды, венды или винды - это все названия племен, обитающих на территории от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная.

Также данный этноним применяется и для обозначений других народов, чья близость с традиционными венедами - это скорее совпадение. Хотя может быть они и связаны с ними. Ведь первые письменные упоминания об этих племенах датируются XIII-VIII вв. до н. э. А значит, за прошедшие века отдельные племена тех, кого называли венедами, могли покинуть свою естественную среду обитания и осесть на новых территориях, смешавшись с их коренными жителями.

Итак, какие же народы более позднего периода использовали данный этноним?

  • Палеовенеты населяли северо-восток Италии. Их расцвет приходится на IV в. до н. э., пока они не были покорены римлянами во ІІ в. и постепенно не ассимилировались. Основными их занятиями были рыбалка, охота, выращивание зерна и винограда.
  • Некоторые обитатели римской провинции Бретань именовали себя "кельтскими венетами/венедами". Основным их занятием было добывание полезных ископаемых (в частности, олова). Также они умели строить деревянные корабли с использованием металлических гвоздей и возводили крепости.

  • На итальянском языке Венеция именуется Veneto. Из-за этого некоторые ученые полагают, что одними из древних обитателей этой территории были венеты или венеды. Это утверждение пока не нашло подтверждения. С другой стороны, никто и опровергнуть его не смог.

Легенда о древнем городе Венеда

Помимо названия группы племен, данный термин часто связывают с мифическим затонувшим городом. Его называют Атлантидой Балтики - это город Венеда или Винета.

Впервые о нем написал немецкий географ и летописец ХІ в. - Адам Бременский.

Он называл это место "прекрасней любого другого города Европы", хотя, учитывая уровень ее жителей в те времена, - это было и несложно. Ведь даже киевская княжна Анна Ярославна, прибыв во Францию, была поражена низким уровнем жизни и культуры там. Вряд ли другие европейские страны тогда были намного лучше. Поэтому если утверждение Бременского правдиво - то уровень развития мифической Венеды был не таким уж высоким, а ее богатства - не такими уж и несметными.

Также стоит помнить, что сам летописец не был в Венеде, так как ее населяли язычники, а сам он был ярым католиком, и посещение нехристианского города не согласовалось с его моральными принципами. Узнал же об этом месте Адам от датского короля.

Что касается дальнейшей судьбы Венеды, то ходят слухи, что она затонула из-за катаклизма. Есть и версия, что она была затоплена вражескими войсками, которые обрушили плотину и хлынувшие воды уничтожили процветающий город. Кстати, считается, что сделали это именно датчане, из зависти.

В более поздние века ходили легенды, что раз в 100 лет город всплывает на поверхность и его можно вернуть к жизни, если в него войдет рожденный в воскресенье ребенок.

Стоит отметить, что в правдивость этой истории мало кто верит, так как более похоже на то, что источник Бременского просто пересказал ему осовремененную историю гибели Атлантиды. Тем более, что практически у каждого народа есть подобная легенда о затонувшем городе или даже целой стране.

Первые упоминания о венедских племенах и предположительная местность обитания

Впервые рассказал, кого называли венедами, как они жили, древнегреческий географ и историк Страбон в своей "Географии". Ареал их обитания, был указан как Северная Италия вблизи Боденского озера.

В более поздний период Плиний Старший и Клавдий Птолемей переселяют их в Балтику. Причем последний именует Балтийское море Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты - Венедскими горами.

Через несколько столетий византийский историй Иордан (VI в. н. э.) в своей "Гетике" указывает, что земли венедов весьма велики и распространяются от истоков Вислы. Кстати, именно Иордан был единственным среди античных писателей, кто называл это народ антами. Однако в более поздние периоды было доказано, что это разные племена, занимавшие различные территории.

Особенности быта

Так он отмечает, что из-за соседства с сарматами, этот народ все больше перенимает их черт. В частности, это касается совершения набегов на соседние племена, что ранее для венедов было нехарактерно.

Кроме того, упоминается использование венедами щитов и передвижение пешими, а не верхом, как у сарматов. Вероятно, это было обусловлено особенностями местности, где зачастую селились данные племена, - леса и горы. А если учесть, что Тацит характеризует их как промышляющих грабежом - вероятно, они применяли "партизанскую" тактику и устраивали в лесах ловушки для путешественников, в том числе и тех же сарматов.

Кстати, большинство исследователей и античных, и более современных, уверены, что у этого народа была собственная письменность, причем весьма развитая.

Во время первых упоминаний об этом народе еще задолго до н. э. и Римской империи, о них говорится как о животноводах. Считалось, что венедам был давно известен металл. Однако, они сами его не добывали и не обрабатывали его, а покупали или выменивали готовые изделия у соседей.

Интересно, что вместо погребения это народ предпочитал кремировать умерших, и только урны с их прахом предавались земле.

У Геродота в V в. до н. э. есть упоминание о "ярмарке невест", характерной для венедов. Это событие происходил раз в году, когда собирали всех незамужних девушек брачного возраста и, как на аукционе, женихи торговались за право взять какую-то из них в жены.

Были ли эти племена мореплавателями?

Стоит обратить внимание, что большинство упомянутых авторов не связывают этот народ с рыбалкой или мореплаванием. При этом все сходятся на том, что обитали эти племена вблизи рек и морей. Так что либо античные ученые неверно указали места, где жили венеды, либо недостаточно тщательно изучили их быт.

А меж тем использование речного транспорта было жизненно необходимо. Ведь венеды практически не ездили верхом, но как-то должны были доставлять лес для построек и переводить товары на продажу и приобретенное у других народов. А в те времена это можно было сделать либо на телегах, запряженных лошадьми, либо на лодках.

Кроме того, все более поздние племена, названия которых связано с венедами, славились как моряки или рыбаки. И вряд ли это совпадение.

Подтверждение высокой развитости данной сферы у изучаемого народа можно найти в записках другого римлянина, Помпония Мела. Так, он упоминает, что его знакомый, проконсул Галлии Квинт Метелл Целера, стал свидетелем того, как на берег Германии прибился корабль с купцами из народа виндов, то есть венедов или венетов.

Потомки. Венетская теория у словенцев

Учитывая древность венедов, многие приписывают себе происхождение от них. Так, поляки полагают, что частично являются их потомками, так как поселения венедов начинались от Вислы.

Также частично считают их своими предками и некоторых районов Италии.

В чем же ее суть? Эта автохтонная версия предполагает, что предки современных словенцев были не потомками славян (поселились в этой области в VI в.), а являлись доримским венедами, говорившими на протославянском языке, который впоследствии стал "отцом" для современного словенского и прочих западнославянских языков.

Кстати, к их предкам, по версии словенцев, принадлежали адриатические, балтийские, паннонские и северные венеды. А также кельты и иллирийцы. Скромно, да?

Справедливости ради, стоит отметить, что если у историков появляется "бесхозный", но великий народ или культура - практически все страны, находящиеся на этом континенте, начинают претендовать на происхождение от нее. Такова, видимо, природа человека.

Венеды: славяне или нет?

Итак, не только поляки и словенцы называют себя потомками этого народа. Так белорусы, россияне и украинцы связывают венедов с раннего железного века. Где, вы думаете, обитали ее носители? Правильно, на землях современной западной и центральной Украины, западных границ РФ и юго-востоку Белоруссии.

В пользу данной версии приводится то, что топоним "Русь" на карельском это Veneä, а на финском - Veneman.

Итак, можно ли на основе этих и других данных отнести венедов к славянским племенам? Давайте посмотрим, что говорят об этом историки.

Первым, кто соотнес славян (антов) и венетов, был Иордан, правда, сегодня его утверждение уже опровергнуто. Но только потому, что указанная им география обитания народов не совпадает с другими. Поэтому венеды все же могли быть славянами. Тем более, описание их быта во многом идентично тому, что мы знаем о наших предках.

Однако стоит учитывать отдельные аспекты.

  • Праславяне и славянские племена никогда не называли себя: венетами, венедами, энетами, виндами и т. п.
  • Поскольку установлено, что эта народность обитала близ Балтийского моря и значит, в ее лексике существовали специальные термины, связанные с судоходством. При этом ранние славянские языки не содержат подобной терминологии, как если бы они были венедами. Кроме того, ученые полагают, что большинство наших предков так и не вышли к берегам Балтийского моря.

Учитывая все нюансы наверняка отнести венедов к славянам или полностью опровергнуть их родство нельзя. Тем более, что римские и греческие географы часто путались в описаниях соседних народов или внаглую "воровали" сюжеты у коллег. Поэтому в их описаниях могут быть ошибки.

Довольно популярной является "примирительная" версия. Согласно ей, оказавшись под натиском соседних германских племен, венеды разделились. Часть подверглась германизации и стала вандалами, а часть ассимилировалась среди славянских народов.

Венеды и римляне

Говоря об этом народе, стоит вспомнить, что исследователи также иногда называют его прусским или германским. И хотя Тацит отделяет венедов от последних, разве мы можем быть уверены в его правоте, если он ничего не упомянул о судостроении этих племен, хотя оно у них было?

Чтобы разобраться, давайте вспомним, кого римляне называли венедами? А вот здесь все очень запутанно.

Современная школьная программа говорит нам, что потомки волчицы связывали этот народ со славянскими племенами, ставя в один ряд с антами и склавинами. Данная версия основана на трудах все того же ненадежного, но крайне многословного Тацита, но ведь не только он один писал об этих племенах.

Ученые полагают, что упомянутый выше ответ на вопрос, кого римляне называли венедами, не совсем верен. Дело в том, что данное название, только с буквой "т" - "венеТы", применялось в римской картографии и документации, когда речь шла об обитателях северного берега Адриатического моря, где сегодня Венеция. Так что, по мнению римской науки того периода, именно ее население и было венедами/венетами. Они соседствовали с цизальпийскими галлами, иллирийцами и этрусками.

Некоторые римские писатели считали, что венеты по происхождению этруски.

А вот лингвисты, проанализировав сохранившиеся надписи, находят у венетского языка общие черты с иллирийским.

Как видите, очень много версий и ни одного полноценного ответа, который можно было бы доказать.

Что стало с этими племенами, по мнению историков

Разобравшись с тем, кого римляне называли венедами и как они жили, стоит узнать, что же стало с этими племенами.

Считается, что в IV-V вв. н. э. он, независимо от того, где они обитали и чьими предками были, рассеялись по разным землям, из-за начала эпохи Великого переселения народов. Они не смогли сохранить свой устой и ассимилировали с местным населением, а поэтому исчезли как отдельная нация, но при этом способствовали обогащению других культур. А вот что это за культуры - еще идут споры.

Занимательные факты

  • Для многих представляет интерес этимология слова "венеды". Это название произошло от протоиндоевропейского термина "вен", что означает "желать" и "любить". Так что либо изначально носители данного названия отличались крайней любвеобильностью, либо они были желанны для окружающих, если подобное название было дано им другими.
  • Еще одним предметом спора ученых является отождествление венетов и венедов. Большинство сходится на том, что у римлян эти термины обозначали одно и то же: Veneti, Venedi или Venethi.
  • В XIX в. некоторые российские историки не разделяли венедов и вандалов, считая, что это одна древнеславянская народность. Кстати, они верили, что именно ее потомки основали Венецию.
  • Король Швеции Густав І причислял венедов к своим подданным.

6 068

Античная, древняя история венедов, по сути, представляет собой историю славян II тыс. до н. э. - I тыс. н. э. Атак как само имя народа венеды до сей поры даже в славянских странах для многих скрыто туманом сомнений и недосказанности, я приведу письменные свидетельства античных авторов о венедах. Ибо древняя история славян без венедов подобна колеснице без колёс.

Моё пристальное внимание к вопросу истории венедов привлекла книга «Венеды», написанная тремя замечательными словенскими исследователями Йожкой Шавли, Матеем Бором, Иваном Томажичем. Словенцы в отношении языка, географии и своей истории ближе иных современных славянских народов отстоят от ныне полулегендарных венедов. Более того, многие словенцы отождествляют себя именно с теми венедами, волна которых прокатилась по Европе в XIII–VIII вв. до н. э. И интерес словенских исследователей к данному вопросу естествен. Я не мог пройти мимо древней истории венедов, во-первых, потому, что это одна из ярчайших страниц индоевропейской истории, во-вторых, потому, что речь идет об истории наших прямых предков.

Свидетельства классиков античности о венедах

Первым по праву старшинства и величия бессмертного гения в блестящем сонме древних авторов предстает Гомер, поэт IX–VIII вв. до н. э. В поэме о Троянской войне читаем:

«Вождь Пилеменъ предводил Пафлагонцевъ с косматою грудью,

В крае Энетовъ живущихъ, где дикие мулы родятся.

Киторъ они населяли, окрестные земли Сезама,

Подле потока Парфения въ светлыхъ домахъ обитали,

И въ Эгиале, и в Кромне, равно в Эрифинахъ высокихъ».

Десятилетие осады Трои VII восходит ко второй четверти XIII в. до н. э. Свидетельство Гомера указывает на то, что не позже середины XIII в. до н. э. сформированное в центре Европы этническое ядро венедов, суть те же протославяне, осуществило широкое расселение на евразийском континенте, включая долины севера и северо-запада Малой Азии.

А вот что повествует о венедах великий историк Эллады V в. до н. э. Геродот:

«Пределы земли сигиннов простираются почти до [области] энетов на Адриатическом море».

«Самый благоразумный обычай, который, как я знаю, бытует также и у иллирийских энетов, по моему мнению, у них вот какой. Раз в году в каждом селении обычно делали так: созывали всех девушек, достигших брачного возраста, и собирали в одном месте. Их обступали толпы юношей, а глашатай заставлял каждую девушку поодиночке вставать и начиналась продажа невест…»

О соответствии древнего имени народа - венеты (венеды) современному имени- славяне в 551 г. пишет Иордан в книге «О происхождении и деяниях гетов»:

«…От истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами.

Славяне живут от города Новиетуна и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы, болота и леса заменяют им города. Анты же самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простирается от Данастра вплоть до Данапра».

Кстати заметить, что высказываемое словенскими исследователями предположение о том, что имя народа - славяне происходит от древнего имени - венеты, заслуживает серьезного отношения. Словене - это действительно словосочетание, возможно сформированное из понятия народа, владеющего языком венетов. Преемственность тут вполне естественная и убедительная. Добавлю лишь, что имя венеты, как замечено выше, может восходить к многократно упоминаемому северогерманскими сагами имени народа ванов, в древности жившего в долине Нижнего Дона, на юге Восточной Европы.

Выше сказанное означает, что мы обозначили более чем вероятное протославянское присутствие в ядре индоевропейской прородины степного юга Восточной Европы, опираясь при этом, по меньшей мере, на письменные свидетельства античных и средневековых авторов. Но это уже тонкости большой индоевропейской истории.

Возвратимся к венедам центра Европы. Вот что о них повествует римский историк Корнелий Тацит (55/57–117 гг.):

«Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».

В другом произведении Корнелий Тацит восклицает:

«…Или нам мало, что венеты и инсубры прорвались в курию, и мы жаждем оказаться как бы в плену у толпы чужеземцев?»

Ранее Корнелия Тацита о венедах и о названии их страны писал Гай Плиний Секунд (23–79 гг.), римский автор «Естественной истории» в 37 книгах:

«Энингия. Некоторые передают, что она населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами…»

«…что к западу некоторые называют Европой, а некоторые Энеей».

Энингия венедов у Плиния весьма походит на Энею Стурлусона. И тут своевременно обратиться к свидетельству римского историка Тита Ливия (59 г. до н. э. - 17 г. н. э.), автора труда в 142 книги, «От основания города», от которого до наших дней дошло 35 книг (I–X, XXI–XLV):

«Прежде всего… за взятием Трои последовала свирепая расправа со всеми троянцами; только к двум, Энею и Антенору, ахеяне не применили права войны благодаря старинному гостеприимству и вследствие того, что они постоянно советовали помириться и вернуть Елену. Антенор с горстью энетов, которые были изгнаны за мятеж из Пафлагонии и, лишившись под Троей царя Палемона, искали вождя и места для поселения, после разных приключений прибыл в самый отдаленный залив Адриатического моря. Прогнав евганеев, живших между морем и Альпами, энеты и троянцы завладели этой землей. Место, где они высадились впервые, называется Троей, благодаря этому называется и область троянской; весь же народ называется венетами».

Обратимся к описанию Италии, оставленному греческим историком Полибием (205–125 гг. до н. э.), шестнадцать лет прожившим в Риме. Из 40 книг «Всеобщей истории» Полибия время полными сохранило 5 книг. Описывая Поданскую долину севера Италии, ее жителями Полибий называет тирренов (этрусков), кельтов и венедов:

«Река Пад, прославленная поэтами под именем Эридана, берет начало из Альп <…> и в направлении к югу изливается в равнины. Дойдя до ровных местностей, река изменяет свое направление и протекает по ним к востоку, впадая двумя устьями в Адриатику…

…У туземцев река называется Боденком…

…Странами, прилегакщими к Адриатике, завладело очень древнее племя, называющееся венетами. В смысле нравов и одежды они мало отличаются от кельтов, но языком говорят особым. Писатели трагедий упоминают часто об этом народе и рассказывают о нем много чудес».

Еще один великий греческий путешественник, географ и историк античности Страбон (64/63 г. до н. э. - 23/24 г. н. э.) в основном своем труде «География», состоящем из 17 книг, также пишет о венетах:

«На склоне Альп начинается нынешняя Италия. Древние назвали Италией Ойнотрию, от Сицилийского пролива до залива Тарантского и Посейдониатского; впоследствии название Италии сделалось преобладающим и распространилось на всю страну до подошвы Альп…

…позже, когда римляне даровали италийцам право гражданства, они соблаговолили почтить тем же и галатов по сю сторону Альп и венетов и назвали всех одинаково италийцами и римлянами; они основали там много колоний, одни - раньше, другие - позже; нелегко указать поселения лучше этих…

…Непосредственно перед Альпами простирается значительная равнина, имеющая почти одинаковую ширину и длину, именно две тысячи сто стадий; южная сторона ее замыкается частью морским берегом венетов и частью Апеннинскими горами, простирающимися до Аримина и Анкона».

Наиболее емкое и удивительное повествование о венетах содержит книга Юлия Цезаря «Записки о галльской войне». Мне представляется необходимым привести текст Юлия Цезаря, ибо никакой пересказ не может воспроизвести оригинал.

В книге II «Записок» Юлий Цезарь впервые упоминает венетов:

«34. В то же самое время П. Крас, посланный с одним легионом против венетов, венеллов, осисмов, куриосолитов, эсубиев, аулерков и редонов (все это приморские общины, жившие по берегу Океана), известил Цезаря о том, что все они теперь подчинены владычеству римского народа».

Прежде чем далее приводить текст «Записок», я кратко коснусь времени и обстоятельств жизни автора. 12 июля 100 (или 102) г. до н. э. в древнем патрицианском роде Юлиев родился Гай Юлий Цезарь, внук прославленного полководца с таким же именем. В январе 59 г. до н. э. Юлий Цезарь в Риме вступил в должность консула. Вторым консулом стал представлявший партию сената Бибул. В апреле 59 г. до н. э. в Риме стало известно о намерении гельветов покинуть собственную область на севере современной Швейцарии и искать новые земли для поселений в Галлии. Вскоре Цезарь выехал в Трансальпийскую Галлию, и именно это событие ознаменовало начало повествования «Записок о галльской войне». На латыни название этой бесценной для нас книги выглядит так: «Commentarii de bello Gallico». Каждая из семи книг «Commentarii» соответствует одному году войны, пришедшейся на 58–52 гг. до н. э. «Commentarii» увидели свет вскоре после 52 г. до н. э. Восьмая книга «Commentarii» принадлежит перу Гирция, близкого друга Юлия Цезаря.

Вначале книге III «Commentarii» Юлий Цезарь помещает описание войны, ведшейся римскими легионами и флотом с венетами. Несмотря на пространность текста, я считаю необходимым привести его почти полностью:

  1. Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. При сильном и не встречающем себе преград морском прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в руках именно венетов, они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю. Они начали с того, что задержали Силия и Велания в уверенности, что через них они вернут своих заложников, выданных ими Крассу. Их примеру последовали и их соседи…
  2. …Цезарь <…> приказал строить тем временем военные корабли на реке Лигере, впадающей в Океан <…> Венеты <…> стали приводить в боевую готовность свой флот, возлагая на него тем большие надежды, что они были уверены в естественных выгодах своей страны. Они знали, что их сухопутные дороги перерезаны лагунами, а плавание затруднительно по незнакомству с местностью и вследствие малочисленности гаваней; они были уверены также, что наши войска не могут слишком долго задержаться у них из-за недостатка провианта; и если бы даже все происходило вопреки их ожиданиям, то за ними остается численный перевес в кораблях, между тем как римляне ими не распологаат, и, кроме того, в тех местностях, в которых им предстоит вести войну, они не знают ни отмелей, ни гаваней, ни островов; да и самое плавание в закрытом море совсем иное дело, чем в безбрежном, всюду открытом Океане. Согласно с принятым решением, они укрепляют города, свозят в них хлеб из деревень, стягивают как можно больше кораблей в Венетию, где Цезарь несомненно должен был начать военные действия. Для совместного ведения этой войны они принимают в союзники осисмов, лексовиев, намнетов, амбилиатов, моринов, диаблинтов, менапиев, а вспомогательные войска берут из противолежащей Британии».

Из текста несложно понять, что Венетия занимает часть берега континентальной Европы, расположенного напротив Британского архипелага. Для детальной локализации Венетии необходимо внимательно исследовать топонимию данного региона. Однако возвратимся к тексту Юлия Цезаря.

«11…Бруту был дан приказ как можно скорей напасть на венетов. Сам Цезарь поспешил туда же со своей сухопутной армией.

  1. Тамошние города обыкновенно были расположены на конце косы или на мысу, и к ним нельзя было подойти ни с суши, так как два раза в день, через каждые двенадцать часов, наступал морской прилив, ни с моря, так как при наступлении отлива корабли терпели большие повреждения на мели. <…>
  2. Надо сказать, что их собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и кормы были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; ребра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, но железными цепями; вместо парусов на кораблях была грубая или же тонкая дубленая кожа, может быть, по недостатку льна и неумению употреблять его в дело, а еще вероятнее потому, что полотняные паруса представлялись недостаточными для того, чтобы выдерживать сильные бури и порывистые ветры Океана и управлять такими тяжелыми кораблями. И вот когда наш флот сталкивался с этими судами, то он брал верх единственно быстротой хода и работой гребцов <…> наши суда не могли им вредить своими носами (до такой степени они были прочными); вследствие их высоты нелегко было их обстреливать; по той же причине не очень удобно было захватывать их баграми. <…>
  3. …сражение положило конец войне с венетами и со всем побережьем, ибо туда сошлись все способные носить оружие, даже пожилые люди, обладавшие хоть некоторым умом и влиянием; в этом же пункте были отовсюду собраны все корабли, которые только были в их распоряжении. Все это погибло, и уцелевшим некуда было укрыться и неизвестно, как защищать города. Поэтому они со всем своим достоянием сдались Цезарю. Он решил строго покарать их, чтобы на будущее время варвары относились с большим уважением к праву послов, и приказал весь их сенат казнить, а всех остальных продать с аукциона.
  4. Так шли дела в стране венетов…»

Признаюсь, дочитав до сего места, я ужаснулся жестокости, проявленной римлянами в конце венетской войны. Однако венеты атлантического побережья пережили ужасы войны 57–56 гг. до н. э. ив VII книге «Commentarii» Юлий Цезарь вновь повествует о венетах:

«75. …под Алесией галлы назначили съезд князей и постановили на нем не созывать под знамена всех способных носить оружие, как этого желал Верцингеториг, но потребовать от каждой общины определенного контингента бойцов …должны были поставить …все общины, живущие у берегов Океана под общим названием ареморийских, - тридцать тысяч; в их числе были кориосолиты, редоны, амбибарии, калеты, осисмы, венеты, лексовии и венеллы…»

И борьба продолжилась.

Писал о венетах и Клавдий Птолемей, великий греческий математик, астроном и географ, во II в. живший в Александрии Египетской. В книге III, в главе V «Географии» Клавдий Птолемей описывает «Положение Европейской Сарматии». Вот выдержки из этого сочинения:

«1). Европейская Сарматия ограничивается на севере Сарматским океаном по Венедскому заливу и частью неизвестной земли».

Речь идёт о Балтийском море, в древности называвшемся Вене дским морем. Далее Клавдий Птолемей упоминает «Венедские горы» и пишет о народах, населяющих Европейскую Сарматию.

«19). Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды - по всему Венедскому заливу; выше Дакии - певкины и бастерны; по всему берегу Мэотиды, языги и роксоланы; далее за ними внутрь страны - амаксовии и скифы-аланы.

20). Менее значительные племена, населяющие Сарматию, около реки Вистулы, ниже венедов - гифоны (гитоны), затем финны…

21). Восточнее вышесказанных племен живут: ниже венедов - галинды, судины и ставаны до аланов <…>