Э.Д. Фролов

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская демократия, появившаяся на свет в результате реформ Клисфена на рубеже архаической и классической эпох, на протяжении последующих десятилетий постоянно развивалась и модифицировалась.

Важную роль в укреплении демократии строя сыграла реализованная в 80-х годах V в. до н. э. морская программа Фемистокла, предусматривавшая создание мощного военного флота. В качестве гребцов на афинские триеры были привлечены прежде всего беднейшие граждане, доходы которых не позволяли им приобрести гоплитские доспехи и сражаться в рядах фаланги. В результате военные моряки стали той силой, которая сыграла решающую роль в освобождении всего греческого мира от угрозы порабощения. Соответственно возросла и политическая роль этой части гражданского коллектива. Поскольку отныне флот, а не сухопутная армия стал основой афинских вооруженных сил, то и голос фетов (самых бедных афинян) в общественной жизни стал несравненно более весомым. В итоге демократия оказалась ориентированной скорее не на средние, а на наименее обеспеченные слои населения. В 487 г. до н. э. по инициативе Фемистокла была осуществлена реформа власти (архонтата): если ранее архонтов избирали голосованием в народном собрании, то теперь их стали назначать по жребию. Это привело к тому, что пост, считавшийся высшим в полисе, все чаще стали занимать не умудренные политические лидеры, а совершенно случайные люди, что снижало значение архонтской магистратуры.

Однако после отражения нашествия Ксеркса в 480—479 II. до н. э. радикализация афинской демократии примерно на два десятилетия приостановилась, даже более того, процесс временно приобрел обратное направление. Аристократ Кимон, в 70—60-х годах V в. до н. э. фактически стоявший у руля государства и пользовавшийся огромным влиянием после своих славных побед в греко-персидских войнах, был противником широкого участия демоса в управлении жизнью полиса. Ему больше импонировало жесткое государственное устройство Спарты, основывавшееся на дисциплине и безоговорочном подчинении рядовых граждан властям. При нем демократические реформы в Афинах были приостановлены. Кимона поддерживал Совет ареопага.

Этот древний аристократический орган, чей «золотой век», казалось бы, остался в далеком прошлом, сумел укрепить свое положение, достойно проявив себя в тяжелую годину войны с персами. В частности, именно ареопагиты пресекли панику и организовали эвакуацию жителей, когда войска Ксеркса в 480 г. до н. э. приближались к Афинам. После этого, воспользовавшись своим возросшим авторитетом, ареопаг присвоил себе ряд важных политических функций: стал проводить проверки граждан, избранных на государственные должности, принимать отчеты у магистратов по истечении срока их полномочий, судить тех должностных лиц, отчеты которых признавались неудовлетворительными. Происшедшие в общественной жизни изменения, бесспорно, следует определить как «шаг назад» в эволюции афинской демократии, как расширение участия аристократии в руководстве государством.

Следующий этап демократизации афинского полиса начался в конце 40-х годов V в. до н. э. и продолжался приблизительно десятилетие. Политические противники Кимона, сторонники увеличения роли демоса в управлении государством, сумели одержать верх: в 461 г. до н. э. Кимон был подвергнут остракизму и изгнан из Афин. Пришедшую к власти демократическую группировку возглавили Эфиальт и еще молодой, но уже пользовавшийся известностью благодаря выдающемуся ораторскому таланту Перикл. В 462/461 г. до н. э. по предложению Эфиальта была осуществлена чрезвычайно важная реформа ареопага. Древний совет лишился незаконно присвоенных им полномочий, которые были теперь распределены между демократическими органами управления - народным собранием, гелиэей и Советом пятисот.

Вскоре после этого Эфиальт был убит при загадочных обстоятельствах, но демократические реформы продолжил Перикл. Они совершались на всем протяжении 50-х годов V в. до н. э. Чрезвычайно важное значение имело введение мистофории - оплаты труда должностных лиц. Вначале плату за исполнение своих обязанностей стали получать судьи-присяжные; вскоре мистофория была распространена на членов Совета пятисот, а затем и на многие другие магистратуры, что позволило небогатым гражданам более активно, чем ранее, участвовать в политической жизни. И этой возможностью они сразу воспользовались, понемногу лишая аристократию монополии на большинство государственных постов. Так, в 457 г. до н. э. на должности архонтов, ранее доступные лишь пентакосиомедимнам и всадникам (представители двух первых сословных разрядов), было позволено избирать зевгитов. Феты этого права формально не получили, но фактически и они тоже могли становиться архонтами: выставляя свою кандидатуру на жеребьевку, фет просто умалчивал о своей принадлежности к низшему разряду граждан, и власти делали вид, что не замечают обмана.

Тогда же происходили демократические изменения в системе судопроизводства. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию в гелиэе, что уменьшило возможности аристократии реально влиять на вынесение приговоров, воздействуя разными способами на рядовых граждан. Члены судебных коллегий стали избираться по жребию, что считалось в те времена сугубо демократическим методом. Вообще применение в политической системе разного рода жеребьевок, особенно при избрании должностных лиц, значительно возросло.

На рубеже 60—50-х годов V в. до н. э. значительно активизируется деятельность народного собрания. Оно стало собираться чаще, чем прежде. На Пниксе, холме в центральной части Афин, было построено специальное сооружение для работы народного собрания, в нем стояли ряды скамей для граждан и трибуна для выступающих. В 453 г. до н. э. были возрождены введенные еще Писистратом, но впоследствии отмененные разъездные судебные коллегии, разбиравшие на местах, в сельских демах, тяжбы между земледельцами. При этом преследовалась цель ограничения власти местной аристократии.

Неоднозначное впечатление производит принятый в 451 г. до н. э. по инициативе Перикла закон о гражданстве. Согласно этому закону, полноправными гражданами Афин стали считаться лишь те лица, которые могли подтвердить свою принадлежность к гражданскому коллективу и по отцовской, и по материнской линии. Это консолидировало граждан полиса. Но этот закон был очень неудобен знати, поскольку многие афинские аристократы издревле заключали браки с женщинами из других государств, в том числе негреческих. Так, женой Мильтиада и матерью Кимона была фракийская царевна. Теперь дети от «смешанных» браков не могли стать афинскими гражданами. В результате принятия этого закона гражданский коллектив Афин как бы превратился в привилегированное сословие «избранных», которым только и дозволялось пользоваться всеми благами демократии.

Реформы Эфиальта и Перикла привели к тому, что к середине V в. до н. э. демократическое устройство афинского полиса приобрело классический облик. Демос реально взял власть в свои руки, постепенно избавляясь от «опеки» аристократов.

В течение 50-х годов V в. до н. э. в политической жизни Афин непрерывно растет авторитет Перикла. С его именем связана эпоха высшего расцвета Афин - «Периклов век». Перикл (494—429 до н.э.) по своему происхождению относился к самой верхушке старинной аристократии. Его отцом был Ксантипп, один из героев греко-персидских войн, а мать принадлежала к знаменитому роду Алкмеонидов. Тем не менее Перикл, в отличие от многих других представителей знати, решительно встал на сторону народа, стремясь выражать интересы не какой-либо одной сословной группы, а всего гражданского коллектива, и стал лидером афинской демократии.

После того как в 444 г. до н. э. был изгнан остракизмом последний серьезный противник Перикла - Фукидид, Перикл в течение полутора десятилетий являлся практически единовластным правителем не только Афин, но и всей огромной Афинской морской державы, однако все демократические учреждения при нем успешно функционировали. Сограждане ежегодно избирали его на должность стратега.

Внутренняя политика Перикла характеризовалась заботой об укреплении демократии в Афинах. Он стремился обеспечить средствами существования афинскую бедноту. Именно Перикл ввел мистофорию - плату за исполнение должности. Еще одной интересной мерой, принятой по предложению Перикла, была ежегодно производившаяся выдача беднейшим афинянам «театральных денег», чтобы они могли без ущерба для своего бюджета посещать театральные постановки, считавшиеся делом государственной важности. Чтобы обеспечить безземельных и малоземельных граждан достойными земельными наделами, при Перикле основывались клерухии - военно-земледельческие поселения афинян за пределами Аттики, на территориях союзных полисов (например, на полуострове Херсонес Фракийский, на островах Самос, Наксос, Андрос и др.).

Используя огромные суммы фороса, вносимого союзниками, Перикл начал в Афинах грандиозное строительство, в ходе которого беднота была обеспечена стабильной и высокооплачиваемой работой, а на афинском Акрополе был воздвигнут неповторимый архитектурный ансамбль, увенчанный Парфеноном - храмом богини Афины. Это служило возвеличению родного полиса Перикла.

Внешнеполитическая деятельность Перикла была посвящена одной, но великой цели - укреплению славы, величия и могущества Афин. Афинский полис должен был стать гегемоном (т. е. вождем) всего греческого мира.

В 448 г. до н. э., сразу после завершения греко-персидских войн, Перикл выступил инициатором созыва в Афинах общегреческого конгресса по вопросам послевоенного мироустройства. Однако конгресс не состоялся из-за противодействия Спарты, которая отказалась прислать своих представителей и запретила делать это полисам - членам Пелопоннесского союза, где она главенствовала.

После неудачной попытки созвать панэллинский конгресс Перикл решил обеспечить господство Афин в греческом мире другими способами. Он начал интенсивно расширять Афинскую морскую державу, включая в нее все новые и новые города (так, в 437 г. до н. э. в Афинскую архе вошли многие черноморские полисы). Уже находящиеся в составе Афинской морской державы полисы он крепко удерживал в ней, пресекая с помощью военной силы любые попытки их отделения. В 440 г. до н. э. на острове Самос Перикл лично возглавил жестокое подавление восстания против афинского засилья.

По планам Перикла главный геополитический противник Афин - Пелопоннесский союз - должен был быть постепенно изолирован. С этой целью афиняне более энергично начали проникать в Великую Грецию, которая традиционно считалась сферой влияния Пелопоннесского союза и, в частности, его крупнейшего экономического центра - Коринфа. В 443 г. до н. э. Перикл приступил к реализации невиданного до того в истории Греции мероприятия. В Южной Италии была основана колония панэллинского типа - город Фурии. В ее основании приняли участие выходцы из многих греческих полисов. Перикл надеялся, что афиняне, заняв лидирующее положение в новом государстве, сделают Фурии форпостом влияния Афин на западном направлении.

Но его ожиданиям не суждено было сбыться, так как политическая ситуация начала резко обостряться. Активная западная политика афинян вызывала все большее беспокойство Коринфа, недовольного появлением конкурента. Отношения между Афинами и Коринфом стали откровенно враждебными. Недовольство усилением Афин начинала проявлять и Спарта. Назревал вооруженный конфликт между двумя крупнейшими военно-политическими блоками Греции? в. до н. э. - Пелопоннесским союзом и Афинской архе.

6. Основные этапы развития Афинской демократии

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей.

Солон провел сисахфию - реформу, долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган - гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления - Совет четырехсот.

Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена.

Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления - коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.

Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершу ния греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей Солон провел сисахфию – реформу долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган – гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления – Совет четырехсот.

Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления – коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.

Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н. э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

История государства и права зарубежных стран: шпаргалка

История государства и права зарубежных стран шпаргалка.. шпаргалки от риора..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Государственный строй древней вавилонии при хаммурапи
В Древней Вавилонии при известном царе‑законодателе Хаммурапи сохранился общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия, поддержание к

Древнеиндийское государство
I период – разложение первобытно‑общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н. э.). II период – рабо

Древнекитайское государство
К концу третьего тысячелетия до н. э. население Китая перешло к оседлому образу жизни. Основными занятиями стали земледелие, скотоводство и ремесло. Выделяется родоплеменная и военн

Общие характеристики древневосточного права
Для древневосточного права характерны следующие особенности: 1. Сословное неравенство, т. е. неравный политико‑правовой статус лично

Древневавилонское право. Законы царя хаммурапи
Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но перв

Традиционное право индии
Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший. Этот законник приписывался мифическо

Древнегреческий полис
Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой циви

Система государственного управления в афинах
Принципами афинской государственно‑политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяж

Система государственного управления в спарте
Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиат

Принципат и доминат
После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением прови


Этапы истории древнеримского права: 1 . Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритс

Законы xii таблиц
Законы XII таблиц – основной источник римского права на раннем этапе его развития, первый древнеримский писаный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрицие

Кодификация юстиниана
Кодификация – от латинского «codex», т. е. «книга, листы которой скреплены и разрезаны у корешка». Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юри

Становление и развитие средневековых европейских государств
Становление и развитие средневековых европейских государств проходило в эпоху формирования феодального строя. В условиях феодализма общество разделено на два основн

Раннефеодальное государство франков. Реформы карла мартелла
В V в. Галлия, бывшая римская провинция, атакованная варварами‑германцами, оказалась поделенной между вестготами, франками и бургундцами Наиболее сильными среди них оказались

Раннефеодальные англосаксонские государства. Норманнское завоевание XI в.
Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IX–XI вв. в Англии окончател

Великая хартия вольностей 1215 г. И английский парламент
В начале XIII в. королевская власть потерпела неудачи во внешней политике (в частности, в крестовых походах), поэтому очень нуждалась в деньгах, которые пыталась получить от своих п

Особенности английского абсолютизма
Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма, возникновения и развития капиталистических производственных отношений. Вместе с тем

Государственный строй византии
Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался

Право раннефеодальных государств европы. Салическая правда (V в.)
Протограф (первоначальный текст) Салической правды (Lex Salica) не сохранился, по‑видимому, он восходит к 60‑70‑м гг. V в. Древнейшие дошедшие до нас списки


В IX–XI вв. устанавливается принцип территориального действия права. Племенные обычаи заменяются местными – кугюмами. В период феодальной раздробле


В период X–XIII вв. Германия не знала единой правовой системы: на каждой территории со своей политической властью существовало свое право и отношения внутри каждого


К XII–XIII вв. в централизованной Англии сложилась единая правовая система, получившая впоследствии название «общего права» {«common law»), которое бы

Основные этапы развития японского феодального государства
В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользо

Исламская теократическая монархия. Арабский халифат
Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепен


Важным источником права Японии в средневековый период оставался обычай. Другим источником права являлся «высочайший указ» японских императоров. С X

Мусульманское право
В Арабском халифате возникла и оформилась одна из наиболее значительных правовых систем средневекового Востока – мусульманское право (шариат). Действие шариата со в

Буржуазная революция в англии
Английская буржуазная революция началась в 1640 г. когда впервые собрался так называемый «Долгий парламент». Стадии революции: 1. Конституционная монархия (1640–164

Избирательные реформы в англии XIX в. И чартистское движение
После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одн

Акт о парламенте 1911 г. Делегированное законодательство в англии в XX в.
К 40‑м гг. XIX в. значительная степень политического влияния в Великобритании переходит в руки промышленной буржуазии (это доказывает, например, принятие так называемых «хлебн

Периодизация
1. Период конституционной монархии (1789–1792). Главная движущая сила – крупная аристократическая буржуазия (представители – маркизы Мирабо и Лафайет), политической властью владеют

Влияние буржуазной революции XVIII в. На развитие французского права
Общая характеристика. Революционное право было формальным и светским, стремилось к избавлению от феодальной сословности общества. Однако на практике принцип равенст

Летом 1793 г. якобинцы отменили все оставшиеся феодальные повинности и феодальные связи
Франция стала мелкобуржуазной страной. Восторжествовал буржуазный принцип свободы договора, были ликвидированы феодальные монополии и откупа, цеховое устройство промышленности. Буржуазные

Государственный строй первой империи
В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII г. республики) во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапар

Вторая империя. Конституция 1852 г.
В соответствии с Конституцией в 1848 г. Президентом республики был избран политический авантюрист Луи Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые

Конституционные законы третьей империи 1875 г.
Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после вое

Рейнский союз 1806 г. Германский союз 1815 г
В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз».

Франкфуртская конституция 1849 г. Конституция пруссии 1850 г.
В условиях революции, произошедшей в ряде европейских государств в 1848 г., во Франкфурте‑наМайне собралось общегерманское Национальное собрание, принявшее в 1849 г. К

Падение кайзеровской Германской империи в 1918 г.
Весной‑осенью 1918 г. в результате неудач на фронтах первой мировой войны и под влиянием падения монархии и социалистической революции в России, в Германии сложилась революцио

Веймарская конституция 1919 г.
Согласно Веймарской конституции 1919 г., Германия становилась буржуазной парламентской республикой во главе с президентом. Германия провозглашалась федерацией, состоящей из 18 земел

Образование ФРГ. Конституция 1949 г.
В 1949 г. для Западной Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» конституция объявила Германию

Крах фашистской Германии. Потсдамские соглашения. ГДР и ФРГ
После победы стран‑союзников (во главе с СССР:США, Великобританией и Францией) над фашистской Германией в ходе второй мировой войны, 5 июня 1945 г. было принято реш

Развитие германского права в XX в. Объединение германии в 1990 г.
В ст. 14 Конституции ФРГ 1949 г., в традициях Германского гражданского уложения 1896 г., записано: «Собственность обязывает. Осуществление права собственности должно служить в то же

Объединение Италии в 1870 г.
В 1859 г. закончилась война между Пьемонтом и Австрией. Ее результатом стал вывод австрийских войск из Ломбардии. Именно на этой почве 6 мая 1860 г. «экспедиция тысячи», возглавляем

Итальянская фашистская диктатура и ее крах
Фашистское движение в Италии было порождено первой мировой войной и экономическим кризисом поразившим Италию. Первые военизированные отряды были созданы лидером фашистской партии Бе

Конституция Италии 1947 г.
22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло новую Конституцию Италии, которая вступила в силу с 1 января 1948 г. Конституция объявила Италию демократической республикой.

Борьба североамериканских колоний против Англии и декларация независимости 1776 г.
Английские колонисты впервые высадились в Северной Америке в 20‑х гг. XVII в., здесь стали создаваться английские колонии, к середине XVIII в. их число достигло 13. Они были р

Американское право во второй половине XX в. Избирательное право. Антитрестовское и трудовое законодательство
В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было утвержд

Капитуляция Японии. Конституция японии 1947 г.
На государственно‑правовое развитие Японии второй половины XX в. решающее значение оказали ее поражение и капитуляция во второй мировой войне. Оккупационный режим осуществлялс

Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона. Целью реформ было примирение интересов враждующих групп свободных людей.

Солон провел сисахфию -- реформу, долгового права. Задолженность бедняков эвпатридам была объявлена недействительной, тем самым отменялось долговое рабство для афинян.

Вторая реформа Солона установила имущественный ценз среди свободных граждан при распределении политических прав и обязанностей. Все граждане были разделены по имущественному положению на четыре класса. Все граждане получали право избирать и быть избранными в созданный Солоном судебный орган -- гелиэю (суд присяжных)

Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления -- Совет четырехсот Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, 2010. - С. 69..

Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона.

Победа демоса была закреплена в 509 г. до н.э. реформами Клисфена.

Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления -- коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства.

Чтобы не допустить опасных посягательств на демократический строй Афин, в народном собрании стал ежегодно рассматриваться вопрос об угрозе существующему строю. Процедура решения этого вопроса получила название остракизма (неугодный высылался за пределы государства).

Господство Афин в морском союзе (Афины становятся центром Афинского морского союза после победоносного завершу ния греко-персидских войн) послужило основой для их будущего возвышения в греческом мире. Быстро развивались и процессы демократизации государственного строя Афин, закрепленные в середине V в. до н.э. реформами Эфиальта и Перикла.

Эфиальт лишил ареопаг политических функций контроля за деятельностью народного собрания. Эти полномочия перешли к Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник для вузов / В.Г. Графский. - М.: Норма, 2010. - С. 70..

Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет.

При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон).

Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н.э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

Этап первый. Выделение в общине аристократической элиты.

Этап второй. Начало разложения общины под действием товарноденежных отношений, разделение рядовых общинников на бедняков, середняков и богачей при сохранении прочных позиций земельной аристократии (Эпоха до Килона).

Этап третий. Окончательная потеря общиной внутреннего социального равенства: разделение общинников на кабальных рабов, пелатов–бедняков, узкий слой середняков, небольшую группу богачей, консервативную группу землевладельцев–аристократов и новую группу аристократов, усвоивших рыночные ценности, стремящихся адаптироваться к новому (Эпоха Килона- Драконта).

Этап четвертый. Формирование временного компромиссного союза (перед реформами Солона) из всех слоев общества в борьбе против монополизировавших политическую власть земледельцев–аристократов.

Этап пятый. Победа компромиссного союза над земледельцами- аристократами, формирование новой тимократической цензовой элиты из смеси аристократов разных групп и богатой верхушки полиса, ликвидация кабального рабства, но не ликвидация колоссальной имущественной пропасти между беднейшими, средними и богатыми слоями гражданского коллектива (Эпоха Солона).

Этап шестой. Нивелирование различий между аристократией и богатейшими слоями общества ввиду их равной отдаленности от политической власти в период правления Писистрата, постепенное затирание разницы между бедными и средними слоями афинского общества благодаря активной государственной политике в интересах беднейших слоев.

Этап седьмой. Равное допущение к политической власти (в ходе реформ Клисфена) сразу двух крупных социальных групп: альянса аристократии и богатой верхушки полиса и союза растущего среднего класса и активно поддерживаемой государством за счет постоянного военного заказа группы бедного населения.

Так вот, в первую половину V века до н. э. (то есть в тот период, когда родился и мужал Сократ) в Афинах происходило то, что описывается нами под понятием «седьмой этап формирования и существования афинской демократии». В афинском обществе, так же как и в любом другом классовом обществе, имелись группы людей, чье социальное и имущественное положение существенно отличалось друг от друга. Однако, благодаря предшествующему историческому пути полиса и реформам Клисфена, их отношение к процессу управления своей родной общиной, на тот момент времени стало совершенно тождественным, одинаковым, в том смысле, что представители всех этих групп имели равные возможности для непосредственного участия в принятии и реализации важных политико–административных решений.

И здесь хочется обратить внимание читателя вот на что: в

предшествующем абзаце мы не говорим о том, что равные возможности для непосредственного участия в принятии и реализации политикоадминистративных решений имели целые социальные группы! Ни в коем случае! Стоит еще раз подчеркнуть: равные возможности для

непосредственного участия в принятии и реализации политикоадминистративных решений в демократических Афинах имели вовсе не целые социальные группы, а только индивиды, которые могли принадлежать к совершенно любым социальным группам в рамках всего гражданского коллектива.

То есть афинский социум как раз самым активным образом препятствовал тому, чтобы участие в политике принимали сразу целые социальные группы! Препятствовал хотя бы просто потому, что он когда–то это уже проходил и хорошо помнил: перетягивание социально–политического канала различными политическими группами всегда чревато тем, что какая–то из конкурирующих групп его все–таки перетянет, а ее лидер тут же попытается создать такой режим личной власти, при котором плохо может стать уже совершенно всем участникам пресловутого политического «перетягивания».

Именно поэтому афинское демократическое общество всячески старалось не допустить того, чтобы тот или иной политический деятель или магистрат начал бы опираться в своей политической борьбе на свой класс, стал бы пытаться взять на себя роль выразителя его материальных и политических интересов, начал бы позиционировать себя как представителя своего класса. И делалось это на практике очень простым способом:

Оно создало такие условия легкости доступа к политикоадминистративным должностям, при которых человеку к власти не надо было именно пробиваться, преодолевать такие трудности, для борьбы с которыми потребовалась бы мобилизация сил целого класса, не надо было обозначать свое социальное происхождение;

В течение сравнительно длительного периода общая экономическая политика общины равно благоприятствовала росту благосостояния всех общественных групп, как самой богатой, так и самой бедной.

Г оворя об этом, следует помнить, что демократия - это вовсе не синоним термину «бесклассовое общество». Демократия рождается только в классовом обществе и только в процессе борьбы между классами. И с нашей точки зрения, демократия - это такая форма власти, при которой правящая элита приходит к власти или теряет ее в результате открытых честных выборов, спокойно относится к своей постоянной ротации–обновлению, боится своего народа и старается устранять те общественные проблемы, что могут вызвать народный гнев сразу же, по мере их появления, то есть своевременно.

И в этой связи говорить о демократии «вообще», как о реальном народоправстве, довольно проблематично; как правило, это лишь кратковременный, не более чем переходный этап в саморазвитии демократии. В обычное же время, при других этапах саморазвития демократии, на вершине власти, как правило, находится довольно узкая группа лиц, так называемая политическая элита. И демократия в этом смысле - не столько народовластие, сколько то подчеркнуто уважительное отношение правящей элиты к своему народу, которое было исторически сформировано его борьбой против заносчивости и некомпетентности политической элиты предшествующей, в сумме с выборностью как механизмом легитимизации властной системы .

Исходя из данного видения ситуации, представляется, что демократия (в том числе античная) исторически может иметь три модификации.

Модицификация демократии № 1. «Демократия социального компромисса» (среднего класса). Данная демократия - это такое устройство власти, которое конституирует, формализует, оформляет по сути промежуточное, паритетное положение между общественными классами, достигнутое в процессе их борьбы между собой и зафиксированное благодаря влиянию и весу сильно разросшегося «буферного» среднего класса. Принятие основных политических решений происходит в данной системе исключительно после предварительного общественного обсуждения, в рамках публичнополитических отношений. С нашей точки зрения, это и есть, собственно говоря, демократия, демократия, так сказать, в ее «чистом», «классическом» варианте.

Модификация демократии № 2. «Демократия–аристократия» . Данная демократия - это такое устройство власти, которое прикрывает явное социальное господство одного класса над другим, при котором господствующий класс считает целесообразным такое максимально возможное (для себя) удовлетворение запросов подчиненного класса, при котором тот воспринимает данное общественное устройство как благоприятное себе, «свое», не склонен к социальным конфликтам и активно участвует в политической жизни страны. Принятие основных политических решений происходит преимущественно в недрах управленческой элиты правящего класса, однако реакция на них общества обязательно учитывается и политический курс постоянно корректируется. Данная демократия по сути является разумным вариантом аристократии. (Именно такая демократия, с нашей точки зрения, существует сейчас в развитых странах Западной Европы и США.)

Модификация демократии № 3. «Демократия–диктатура». Такая демократия не более чем ширма, драпирующая на самом деле нескрываемое доминирование одного класса над другими, такое устройство политической власти, когда формально демократические процедуры таковыми на самом деле не являются, лишь имитируют реальное народоправство, а принятие основных политических решений происходит за рамками публично–политических отношений, в недрах управленческой элиты правящего класса, скорее, даже ее верхушки. Данная демократия - это по сути дела аристократия, олигархия, тирания или охлократия.

При этом следует сразу же отметить «переходный» характер демократии как формы устройства власти, преходящий характер всех исторически обусловленных модификаций демократии, их нестабильность, взаимную эволюцию, объективно отражающую те социально–экономические процессы, что происходят в любом обществе . При этом внутренне, сущностно эволюционируя друг в друга, изменяя свое внутренне социальноэкономическое и политическое наполнение, внешне демократия может оставаться практически неизменной, функционируя формально в совершенно неизменившихся органах публично–политической власти. Что, собственно говоря, как раз сильно затрудняет анализ социальной сущности той или иной известной нам модификации демократии.

Так вот, античная афинская демократия эпохи первой половины V века до н. э., с нашей точки зрения, - это демократия второго варианта (демократия- аристократия), с явной тенденцией эволюции в сторону демократии первого варианта, в сторону демократии среднего класса. (Забегая вперед, сразу отметим, что эта эволюция была остановлена социальными низами демоса, который в итоге заставил исходную демократию дрейфовать в сторону третьей модификации, в сторону охлократии и, перодически, тирании.)

Афинская демократия этого периода, с нашей точки зрения, является примером достижения такого социального компромисса между сословиями аристократов и богатых, с одной стороны, и среднего класса и социальных низов (за исключением рабов) - с другой, когда сторонам попросту было не нужно бороться друг с другом за какие–то экономические интересы. А раз так, то, значит, им и не было нужды создавать такую политическую площадку для этой борьбы, которая бы потребовала создания и контрнаправленных друг другу политических партий и соответствующих идеологий.

Эта ненужность внутренней экономической и политической борьбы между социальными верхами и низами была исторически обусловлена тем, что афинское общество сначала вело (с 527 года до н. э.) общую для всех борьбу с тиранией Писистратидов, затем, с 500 года до н. э. и вплоть до начала Пелопоннесской войны (431 год до н. э.) - тяжелую и опасную войну с Персидской державой. Эти сплачивающие весь социум действия, оказавшиеся к тому же успешными и принесшими Афинам мировую славу, заставляли полисный коллектив гордиться самим собой, дорожить имеющимся единством и прилагать максимум усилий к тому, что в полисе имелся социальный мир.

В связи с этим можно заметить, что созданная после активной фазы борьбы с персами (500–479 года до н. э.) по инициативе Афин так называемая Делосская симмахия имела своим скрытым социальным смыслом как бы постоянное сохранение, воспроизводство таких внешних условий, что как раз и способствовали консервации и воспроизведению достигнутого в период борьбы с тиранией и персидскими завоевателями внутреннего единства и социального мира. Удачно придумавшие в 478 году до н. э. Делосскую симмахию (оборонительный союз греческих полисов при фактической гегемонии Афин) Фемистокл и Аристид, несмотря на их личные конфликты друг с другом, сумели передать традиции сохранения внутригражданского мира следующим поколениям афинских политиков.

Кроме того, полученная возможность перенаправить получаемые с союзников значительные денежные суммы на решение внутренних афинских экономических и социальных проблем, позволила демократии получить те дополнительные внешние источники финансирования, которые вплоть до начала Пелопоннесской войны исключали хоть какой–нибудь смысл во внутригражданских социальных конфликтах: средств было так много, что афинские политики не только создали чуть ли не самый крепкий средний класс во всей Элладе, но и превратили родные Афины в самый прекрасный город мира.

Процитируем по этому поводу «Афинскую политию» Аристотеля: «После того как с созданием союза государство стало уже чувствовать свою силу и были накоплены большие средства, Аристид советовал добиваться гегемонии, а гражданам переселяться из деревень и жить в городе. Пропитание, - говорил он, - будет у всех: у одних - если они будут участвовать в походах, у других - если будут нести гарнизонную службу, у третьих - если будут исполнять общественные обязанности.

…Кроме того, и большинству народа афиняне обеспечили возможность легко зарабатывать пропитание тем способом, что предложил Аристид. Дело происходило так, что на деньги от взносов и пошлин содержалось более двадцати тысяч человек. Было шесть тысяч судей, тысяча шестьсот стрелков, кроме того, тысяча двести всадников, членов Совета Пятисот, пятьсот стражников на верфях, да, кроме них, на акрополе пятьдесят, местных (муниципальных - прим. автора) властей до семисот человек, зарубежных до семисот. Когда же впоследствии начали войну (Пелопоннесскую в 431 году до н. э. - прим. автора), помимо этого было еще две тысячи пятьсот гоплитов, двадцать сторожевых кораблей, еще корабли для перевозки гарнизонных солдат в числе двух тысяч, избранных по жребию бобами, затем пританей, сироты и сторожа при заключенных к тюрьме. Всем этим лицам содержание давалось из казны» .

В связи с этим, следует отметить, что эти самые двадцать тысяч человек, которые начали стабильно получать доход за счет активной афинской внешней политики, явно происходили не из числа самых богатых граждан. Констатируя этот факт, мы можем говорить о том, что в период с 478 по 431 год до н. э. (совпадающий с периодом становления и расцвета Сократа), чуть ли не половина афинских граждан осознанно отказались от привычных видов трудовой деятельности и фактически перешли на сдельно–оплачиваемую государственную и общественную работу, вследствие этого постепенно люмпенизируясь, утрачивая и свои трудовые навыки, и привычное мировоззрение.

Нет никаких сомнений и в том, что это не могло не изменить отношение к власти у многих из этих граждан. Превратившись для значительной части афинской бедноты в средство получения пропитания, фактически в средство производства, политическая система демократических Афин уже в 460-х годах до н. э. начинает постепенно приватизироваться именно этой бедно–люмпенской частью афинского гражданства (которое оттесняет от кормила власти выходцев из аристократических родов), что однажды приводит к нарушению сложившегося в полисе социального и политического равновесия.

Согласно античным источникам, это равновесие было фатально нарушено сначала реформой Эфиальта (461 год до н. э.), отобравшего остатки властных полномочий у древнего пристанища аристократов - Ареопага и передавшего их в Буле, гелиэю и Народное собрание, а затем реформами Перикла (450–435 года до н. э.), который отошел от цензовой обусловленности политических прав и значительно увеличил список тех политических и общественных обязанностей, за которые граждане получали государственное содержание.

Будучи кровно заинтересованными именно в эскалации военных конфликтов и увеличении роли внешней политики, втягивая в нее все больше и больше тех представителей средних и богатых слоев, что, отвлекаясь от своей производственной деятельности, начинали нести ощутимые убытки, чрезмерно интегрированные теперь в политику нижние слои демоса объективно вступили на путь конфликта со своими более богатыми согражданами. А поскольку политика - это всегда способ защиты непосредственных экономических интересов, становится неудивительным, что уже в середине–конце 430-х годов до н. э. в Афинах постепенно начинают появляться такие группы и группировки граждан, которые, ввиду наличия у них отличных друг от друга представлений о сущности государства, и главных направлениях его деятельности, вполне можно определить как протопартии.

Итак, с началом второй половины V века до н. э. афинская демократия социального компромисса, которой так и не было суждено окончательно конституироваться как демократии–аристократии, постепенно, «ползучим» образом, начинает присваиваться социальными низами, городским демосом. Осознавая увеличение своей важности в военно–морской сфере (за счет службы на флоте), демос все смелее подчинял внешнюю и внутреннюю политику только своим узкоклассовым интересам - выкачиванию максимально больших средств для обеспечения прожиточного минимума активно переселяющейся из сел в Афины социально деградировавшей, пролетаризирующей гражданской массы . И иногда начинал уже не жалеть и собственных богатых граждан, всеми способами принуждая их нести на себе так называемые «литургии» - формально добровольно финансовые повинности на содержание кораблей или театральных постановок, проведение хлебных раздач.

Сталкиваясь с тем, что их непосредственные жизненные интересы начинают постепенно ущемлять, богатая и аристократическая прослойка и средний класс Афин также начинают искать способы каким–то образом повлиять на ситуацию, защитить себя. Поскольку же все это можно было сделать только в публично–политическом пространстве, начинаются лихорадочные идеологические поиски, первое время прикрытые внешне мировоззренческими и морально–этическими исканиями…

Завершая же эту вводную главу к нашему исследованию социального подтекста конфликта между Сократом и афинской демократией, просто отметим, что начало в 431 году до н. э. Периклом Пелопоннесской войны против Спарты оказалось чудовищной политической ошибкой. Неся в себе усиливающиеся экономические и социально–политические противоречия, Афины уже не были тем единым гражданским коллективом, как это было пятьдесят лет назад во время персидских войн. Мечты Перикла о быстрой победоносной войне не оправдались. Зато полностью оправдалось наблюдение о том, что «война всегда обостряет внутренние противоречия в обществе».

И вот на сам этот момент длительного вызревания внутрисоциальных проблем при внешней блестящей показухе, на момент их выхода наружу в ходе закончившейся для Афин позорным поражением Пелопоннесской войны (431404 годы до н. э.), на момент трагического крушения афинской демократии как демократии, построенной на социальном мире, и ее трансформации в демократию - диктатуру одного социального слоя, собственно говоря, и пришлось жизненое время великого Сократа.

В связи с этим, следует еще раз подчеркнуть: сама по себе демократия, как система технического оформления власти, не является неким историческим эталоном. Она не решает множество общественных проблем (такие как нищета, коррупция, преступность и т. д.), а, кроме того, нередко оказывается лишь удобной ширмой для создания авторитарных, охлократических или олигархических режимов, имеющих лишь демократический «фасад» . Что, как мы увидим в ходе нашего дальнейшего исследования, как раз и произошло в эпоху Сократа.

Как известно, родителей и время своего рождения, увы, не выбирают. Не выбирал этого и Сократ. Он просто родился в свое время, в своей семье, в своем самом демократическом городе Эллады - Афинах. Однако, в отличие от многих других своих современников, Сократ прошел свой жизненный путь именно так, как захотел сам. Хотя, если быть объективными, это было обусловлено существованием его неудержимо скатывающегося в пропасть кризиса демократического полиса. И вот об этом мы и поговорим в следующих главах нашего первого, биографического, раздела.