Фрей бог викингов. Мир скандинавской мифологии - сказания о богах - фрейр

Бог Фрейр входит в триаду верховных управителей Асгарда наряду с Тором и Одном. Он – единственный из троицы, кто никоим образом не связан с войной и конфликтами. Но это относительно, ведь у древних скандинавов каждый мужчины был воином, особенно в случае опасности. Фрейр почитался как бог плодородия, лета, солнца и солнечного света. Его описание во многом близко к образу славянского Семаргла и египетского Сета. Но Семаргл и Сет – защитники Солнца, а Фрейр – его воплощение, персонификация.
Фрейр был хранителем многих выдающихся артефактов. В частности, ему принадлежит вепрь Гуллинбурсти (с древнескандинавского – «золотая щетина», либо, по другой версии, «острозубый»). Гуллинбурсти был создан из свиной шкуры благодаря хитрости Локи, который заставил представителей двух древнейших кузнечных династий Свартальвхейма спорить за первенство в своей профессии. Считается, что Гуллинбурсти уступает в скорости лишь Слейпниру. Фрейр может ездить верхом на Гуллинбурсти, но чаще просто идет с ним рядом, что подчеркивает их дружеские отношения. При этом символом бога Фрейра является вепрь или кабан.


Другой артефакт бога Фрейра – Скидбладнир (дословный перевод – «собранный из дощечек»). Это корабль, который при необходимости может складываться до столь незначительных размеров, что без труда влезает в карман. Скидбладнир мог вместить в себя все войско Асгарда (в «разложенном» состоянии, разумеется), а его паруса всегда наполнялись попутным ветром. Кроме того, удивительный корабль бога Фрейра может путешествовать не только по морю, но и по суше. По одной версии Скидбладнир для Фрейра сотворили мастера-кузнецы Ивальди, по другой – сам Двалин, владыка темных альвов. Изначально корабль мог принадлежать Локи, но тот отдал его Фрейру за то, что украл волосы Сиф, жены Тора, по наущению Фрейи.
У бога Фрейра от великанши Герд родился сын по имени Фьельнир. В «Саге об Инглингах» (X век) сказано, что Фьельнир положил начало династии Инглингов, великих правителей Севера. Таким образом, население скандинавского полуострова (как минимум – «правящие классы») – это прямые потомки Фрейра из рода ванов. И сам Фрейр, и его сын Фьельнир, упоминаются во многих европейских хрониках, в частности – в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (правда, под разными именами).

Согласно эддическим текстам Один поставил Фрейра правителем в Уппсале, где тот возвел величайшее капище и стал править (по другой версии в Уппсале правил не Фрейр, а его отец, Ньерд). Уппсала – один из древнейших городов Швеции, этот регион имеет старинную и богатую историю (долгое время Упсалла являлась религиозным, а позже – образовательным центром страны).

Фрейр (как историческое лицо) положил начало так называемому «миру Фроди», длительному периоду времени, который характеризовался полным отсутствием войн на Скандинавском полуострове. «Сага об Инглингах» говорит о том, что правление конунга Фрейра (он же, по всей вероятности, Фроди) ознаменовалось богатыми урожаями и общим повышением благосостояния населения. После смерти Фрейра его тело было тайно захоронено (почему-то не сожжено!) жрецами на некоем холме, который по легенде на протяжении трех лет «давал» золото, серебро и железо.

Бог Фрейр – уникальный образ. Он покровительствует миру, ненавидит и презирает войну, но обладает оружием исключительной мощи – мечом света. Тем не менее, как уже было упомянуто, он прощается с мечом ради любви (вероятно, Герд может выступать персонификацией земли, тогда Фрейр – персонификация неба, и этот миф описывается символический брак). Вероятно, это один из древнейших эддических сюжетов, который до сих пор вызывает массу вопросов.

Одно из наиболее распространенных имен Фрейра – Ингви. Предположительно, именно от него произошли знаменитые скандинавские имена (как мужские, так и женские) – Ингвар, Ингеборга, Ингмар, Ингрид. То есть Ингви – это знаковый эпоним, от которого, вероятно, произошло название упоминаемой Тацитом и Плинием группы ингевонов (германские племена VI века до нашей эры).

Фрейр, или Фро, как его называли в Германии, был сыном Ньёрда и Нертус или Ньёрда и Скади. Он родился в Ванахейме и, следовательно, принадлежал к расе ванов, божествам воды и воздуха, но был принят в Асгарде, когда прибыл туда как заложник вместе со своим отцом. Среди народов Северной Европы существовал обычай дарить какой-нибудь дорогой подарок ребенку, когда у него прорежется первый зуб. Также и асы подарили новорожденному Фрейру прекрасное царство Альвхейм, или Волшебная страна, жилище светлых альвов.

Фрейру древле
подарили Альвхейм
боги на зубок.

Здесь поселился Фрейр, бог золотого солнечного света и теплых плодородных летних дождей, живущий в приятном обществе подчиненных ему альвов и фей. По его знаку они перелетали с места на место, творя добрые дела, так как с самого начала были добрыми духами.

В дар от богов Фрейр получил чудесный меч (символ солнечных лучей), который, вынутый из ножен, обладал силой всегда приносить победу. Фрейр использовал его в борьбе с инеистыми великанами, которых он так же, как и Тор, ненавидел. Так как он носил это сверкающее оружие, его иногда ошибочно отождествляли с богом-меченосцем Тюром или Сэкснотом.

Молотом с рукояткой короткой бьется всепобеждающий Тор;
Меч же Фрейра был выкован нужной длины.
(Р.Б. Андерсен. Сказания викингов Севера)

Карлики из Свартальвхейма подарили Фрейру вепря с золотой щетиной по прозвищу Гуллинбурсти, олицетворение солнца. Излучающая свет щетина этого животного символизировала солнечные лучи или золотые зерна, которым колосились засеянные по его повелению поля Мидгарда. Также его считали олицетворением сельского хозяйства, так как вепрь, как полагали, разрывая землю клыками, первым научил человечество пахать.

Вот Фрейр на золотистом вепре восседает,
Который, люди говорят, их первым научил,
Как землю вспахивать, поля выращивая ради Фрейра.
(Уильям Моррис. Любовники Гудрун)

Иногда Фрейр ездил верхом на этом чудесном вепре или время от времени впрягал его в колесницу, в которой в обилии лежали фрукты и цветы, разбрасываемые им во время езды по земле.

Фрейр не только гордился неустрашимым конем Блодугхофи, который по его повелению носился по небу и земле, но также и волшебным кораблем Скидбладниром, олицетворением облаков. Этому судну, менявшему свои размеры, летевшему над землей и над морем, всегда дул попутный ветер. Корабль мог вместить всех богов вместе с их конями и орудиями, и вместе с тем мог быть свернутым, как носовой платок, и положен в суму.

Челн досчаный в начале
Ивальди чада,
Скидбладнир строить пришли,
корабль наилучший
пресветлому Фрейру,
достойному отпрыску Ньёрда.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира.)(Перевод В. Тихомирова)

Сватовство к Герд

В одной из песен Эдды говорится, что Фрейр однажды осмелился воссесть на престол Одина Хлидскьяльв, с которого озирал все миры. Бросив взгляд на заснеженный север, он увидел красивую девушку, входящую в дом инеистого великана Гюмира. Когда она рукой подняла засов, от ее красоты засияло море и небо.

Мгновение спустя это чудесное создание по имени Герд, считавшаяся олицетворением мерцающего северного сияния, исчезла в доме отца, и Фрейр в задумчивости пошел обратно в Альвхейм. Сердце его было опечалено, так как его охватило желание сделать эту девушку своей женой. Влюбившись, он пребывал в рассеянности и меланхолии и вел себя так странно, что его отец Ньёрд обеспокоился о нем. Он велел слуге Фрейра, Скирниру, выяснить причину таких внезапных перемен. После недолгих уговоров Скирнир добился от Фрейра признания того, что, воссев на престол Хлидскьяльв, тот удостоился сказочного видения. Он признался в своей любви и в своем отчаянии, ведь Герд была дочерью великана Гюмира и Ангрбоды (Аурбоды) и родственницей убитого великана Тьяцци, и он опасался, что на его предложение последует отказ.

В усадьбе Гюмира
я видел деву -
милее нет;
сиянием дланей
она озаряла моря
и небесный свод.
Любви не бывало
сильней и горше
в прежнее время;
асы и альвы,
они не хотят
деву мне в жены отдать.

Скирнир, утешая, отвечает Фрейру, что не видит причины, по которой следует столь мрачно смотреть на вещи, и предложил тот же час поехать и посватать девушку от имени Фрейра, при условии, если тот одолжит ему коня и подарит меч.

Вне себя от мысли, что он может завладеть чудесной Герд, Фрейр вручил Скирниру меч и одолжил коня. Однако он снова впал в состояние рассеянности и не заметил, что Скирнир взял из ручья отражение его лица, положив в рог для питья, с намерением «вылить его в кубок Герд и с помощью красоты этого лица добиться благосклонности девушки». Взяв с собой изображение, одиннадцать золотых яблок и волшебное кольцо Драупнир, Скирнир отправился в Ётунхейм выполнять поручение. Подъехав к жилищу Гюмира, он услышал громкий и протяжный вой сторожевых псов, олицетворений зимних ветров. Пастух, охраняющий стадо поблизости, сказал ему, что невозможно будет приблизиться к дому из-за огня, горящего вокруг него. Но Скирнир, зная, что Блодугхови перелетит любое препятствие, просто пришпорил коня и, целым и невредимым оказавшись у жилища великана, вскоре предстал перед прекрасной Герд.

Чтобы склонить прекрасную деву принять предложения его хозяина, он показал украденный портрет, предложил ей золотые яблоки и волшебное кольцо, которое она, однако, отвергла с надменностью, заявив, что у ее отца достаточно золота.

На что мне обручье,
Которое с юным с
Бальдром в костре горело;
золота схватит
у Гюмира в доме,
а я в этом доме – хозяйка.
(Старшая Эдда. Поездка Скирнира.)(Перевод В. Тихомирова)

Негодуя по поводу ее отказа, Скирнир грозится отрубить ей голову волшебным мечом, но это ничуть не испугало Герд, и она бросает вызов Скирниру, поэтому он обращается к помощи волшебства. Вырезав руны на жезле, он сказал ей, что если она не согласится стать женой Фрейра, то будет либо обречена на вечное безбрачие, либо выйдет замуж за старого инеистого великана, которого она никогда не сможет полюбить.

Напуганная таким ужасным описанием своего безрадостного будущего, Герд, в конце концов, соглашается стать женой Фрейра и отделывается от Скирнира обещанием, что встретит своего жениха на девятую ночь на земле Барри, в зеленой роще, где она прогонит печаль своего жениха и сделает его счастливым.

Роща Барри,
мы оба знаем,
укромное место:
там Герд подарит
на девятую ночь
любовь сыну Ньёрда.
(Старшая Эдда. Поездка Скирнира.)(Перевод В. Тихомирова)

Обрадованный успехом своего предприятия, Скирнир поспешил в Альвхейм, где его ждал Фрейр, страстно желавший узнать о результате поездки. Когда он узнал, что Герд согласилась стать его женой, его лицо засияло от радости, но, когда Скирнир сказал ему, что придется ждать девять ночей, пока он получит свою возлюбленную, он опечалился, заявив, что время ему покажется бесконечным.

Ночь – это долго,
две – еще дольше,
а как же мне три прожить?
Месяц порою
бывает короче
любой половины ночи.
(Старшая Эдда. Поездка Скирнира.)(Перевод В. Тихомирова)

Несмотря на отчаяние влюбленного, время ожидания все же подошло к концу, и Фрейр с радостью поспешил в зеленую рощу, в которой, верная своим обещаниям, его уже ждала Герд, вскоре ставшая счастливой женой и с гордостью воссевшая на престоле рядом с ним.

Фрейр взял в жены Герд,
Гюмира дочь,
Родившуюся в Ётунхейме.
(Старшая Эдда)

В соответствии с мнением некоторых мифологов, Герд не была олицетворением северного сияния. Она являлась символом земли, твердой, холодной и неподатливой, сопротивляющейся предложению бога весны, дарившего ей украшения и плоды (яблоки и кольцо), игнорирующей солнечные лучи (меч Фрейра) и соглашающейся стать его женой, испугавшись, что навеки останется бесплодной или отданной во власть великанов (льда и снега). Девять ночей ожидания соответствуют девяти месяцам зимы, по окончании которых земля становится невестой солнца и в рощах набухают и распускаются почки.

Фрейр и Герд, как мы уже говорили, родили сына Фьельнира, рождение которого успокоило Герд, потерявшую своего брата Бели. Последний напал на Фрейра и был убит им, несмотря на то что у бога солнца не было меча, и ему пришлось воспользоваться оленьим рогом, который он сорвал со стены жилища.

Кроме преданного слуги Скирнира, у Фрейра было еще двое слуг, семейная пара – Бюггвир и Бейля, олицетворение мельничных отходов и навоза, двух элементов, использовавшихся в сельском хозяйстве для удобрения почвы, и поэтому считавшихся преданными слугами Фрейра, несмотря на не очень приятный вид.

Исторический Фрейр

Снорри Стурлусон в своем сочинении «Хеймскрингла», или хронике древних конунгов Норвегии (известном также как «Сага об Инглингах»), утверждает, что Фрейр был историческим персонажем, известным как Ингви-Фрейр, правившим в Упсале после смерти полувымышленных персонажей Одина и Ньёрда. В эпоху его правления люди жили в мире и процветании, почему и утверждалось, что он был богом, а следовательно, требовал поклонения. Он был настолько почитаем, что после смерти священники захоронили его в кургане вместо того, чтобы сжечь тело, как это было повсеместно принято. Затем они сообщили, что Фрейр, чье имя в древнескандинавских языках означало «господин», «отправился в курган» – выражение, которое с течением времени стало означать смерть кого-либо.

Три года после смерти Фрейра люди продолжали отдавать почести умершему конунгу, насыпая золотые, серебряные и медные монеты в три колодца в кургане. Лишь позже они поверили, что он мертв. И так как мир и процветание продолжались, они решили не сжигать труп. Таким образом был введен обычай захоронения в курганах, который вытеснил погребальные костры. Один из трех курганов около Гамла, в Упсале, все еще носит его имя. Его статуи были помещены в огромном храме, и его имя упоминалось во всех торжественных клятвах, из которых наиболее обиходной была следующая: «Помоги мне Фрейр, Ньёрд и Всемогущий Ас» (Один).

Поклонение Фрейру

В храмах, воздвигнутых в честь Фрейра, нельзя было вносить оружие, а самые знаменитые храмы находились в Трондхейме в Норвегии и в Твере в Исландии. В этих храмах в качестве жертвоприношения приносили быков и лошадей. Торжественно произнося вышеприведенную клятву, в кровь жертвы опускали тяжелое золотое кольцо.

Статуи Фрейра, так же как и других северных божеств, высекались из цельных бревен, и последние из этих идолов были разрушены по приказу святого Олава, который, как мы уже говорили, насильно обращал своих подданных в христианство. Кроме того, что Фрейр считался богом солнечного света, плодородия, мира, процветания, он также был покровителем лошадей и всадников, а также спасителем пленных.

Из главных всех богов
Фрейр самый лучший.
Не вызовет он слез ни жен, ни матерей,
Его желание освободить
Всех тех, кто скован в цепью.
(Р.Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)

Праздник Юл

Месяц, известный под именем Тора и считавшийся священным как для Тора, так и для Фрейра, начинался в конце декабря в самую длинную ночь в году, носившую имя Мать-ночь. Это время пиров и веселья, возвещавшее о возвращении солнца. Праздник назывался Юл (колесо), потому что солнце считалось вращающимся в небе колесом. Эта аналогия дала начало обычаю, распространившемуся в Англии, Германии и по берегам реки Мозель. До последнего времени люди имели обыкновение ежегодно собираться на возвышенности над рекой, поджигать обмотанное соломой огромное деревянное колесо, которое затем сталкивали с косогора в воду.

Другие брали колесо, гнилое, старое и покосившееся,
Затем, соломой обмотав и крепко привязав ее к нему,
прижав к себе,
Тащили на гору, на самую вершину. Все в огне они со всею
силой
Его толкали вниз, где темнота царила.
Напоминая солнце, которое с небес должно спуститься,
Оно с холма катилось.
Довольно страшное и странное виденье,
мурашки по спине от страха поползли
у каждого, кто думал, что грехи свои
они топили вместе с этим колесом в реке, напоминавшей ад.
Избавившись таким путем от бед и невезенья,
они могли теперь в согласии и мире
жизнь продолжать.
(Томас Наогеорг)

Все народы Северной Европы считали Святки самым большим праздником в году и имели обыкновение отмечать его танцами, обильным потреблением пищи и выпивкой. За каждого бога было принято поднимать кубок. Первые христианские миссионеры, обращавшие древних скандинавов в христианство, убедившись в большой популярности этого праздника, решили сохранить его, превратив в прославление Господа и апостолов. В честь Фрейра было принято есть мясо вепря, также в зале, где проходил пир, проводили церемонию внесения головы этого животного, украшенной лавром и розмарином. Этот обычай существовал довольно долго.

Вот вепря голова, украшенная лавровым венком и розмарином,
Давайте пир начнем, друзья, наполнив кубки золотые
Вином и элем, и выпьем мы за наступление дня.
Прошу всех громко петь, шутить и веселиться,
пусть шумный гул за праздничным столом
не смолкнет до утра.
(Рождественский гимн Оксфордского королевского колледжа)

Отец семейства, положа руку на священное блюдо, которое называлось «вепрь примирения», клялся, что сохранит верность своей семье и выполнит перед ней все свои обязательства. Этому примеру следовали все присутствующие, от самых знатных до представителей самых низших слоев. Лежащее на блюде мог разделывать лишь человек незапятнанной репутации и непоколебимой смелости, так как голова вепря считалась священным символом, который внушал всем благоговейный страх. По этой же причине голова вепря часто служила украшением шлемов норвежских конунгов и героев, чья храбрость не вызывала сомнений.

Так как имя Фрейр в немецком варианте звучало как Фро, что означало «радость», его считали покровителем любого радостного события и к нему всегда обращались новобрачные, чтобы прожить жизнь с гармонии и согласии. Те, кому удавалось осуществить это в течение определенного времени, награждались кусками вепря, которые впоследствии у англичан и австрийцев были заменены на куски бекона или ветчины.

Вы должны поклясться, как требует обычай,
Что, если в браке вы измен не совершите,
будь вы женой или мужем.
Иль вы не будете браниться и скандалить,
Будь то в постели или за столом,
Иль оскорблять друг друга словом и делами,
Как только клерк приходский скажет вам: «Аминь!»
Вам вновь захочется побыть вдруг холостым.
И если через год и день один,
Держа друг друга за руки,
Предстанете вы перед нами и скажете, что без раскаяния
вы в браке прожили весь год,
и поклянетесь, что верности обет вы соблюдали
и жили счастливо без брани и без ссор,
Вам целый окорок свиной в подарок
будет дан, на счастье вам, на радость нам.
(Собрание популярных древностей Бранда)

Этот обычай все еще соблюдается в деревне Данмоу, в графстве Эссекс. В Вене кусок ветчины или бекона вывешивался над городскими воротами, откуда его должен был спустить вниз тот, кто, как признали судьи, прожив с женой в мире и согласии, не был у нее под каблуком. Говорят, что в Вене эта ветчина долго оставалась невостребованной, наконец один достойный бюргер представил судьям письменные показания жены, утверждавшей, что они женаты двенадцать лет и ни разу не ссорились. Это было подтверждено их соседями. Судьи, удовлетворенные представленными доказательствами, сказали, что ветчина его, а ему надо лишь приставить лестницу и спустить ее вниз. От радости, что он получит такой чудесный кусок ветчины, мужчина быстро забрался по лестнице и уже собирался взять его, как вдруг заметил, что от полуденного солнца ветчина начала плавиться и капля жира вот-вот упадет на его воскресный костюм. Быстро спустившись, он снял пиджак, шутливо заявив, что жена будет бранить его, если он поставит пятно. Услышав эти слова, свидетели разразились хохотом, и это стоило ему ветчины.

Другой святочный обычай состоял в том, что пережигали огромное бревно, которое должно было гореть всю ночь; если оно гасло раньше времени, это считалось плохим предзнаменованием. Обугленные остатки бревна тщательно собирали и хранили до следующего года, чтобы с их помощью разжечь костер.

Новое бревно, чтобы всю ночь горело,
остатком старого надо зажечь,
играйте псалтерионы, чтобы удача нам
могла явиться, пока мы все следим, чтобы
бревно было в огне до самого утра.
(Р. Херрик. Геспериды)

Этот праздник был так популярен в Скандинавии, где он отмечался в январе, что король Олав, видя, насколько он дорог людям, перенес многие его атрибуты на Рождество, тем самым примирив традиции с новой религией.

Предполагают, что, как бог мира и процветания, Фрейр появлялся на земле много раз и правил шведами под именем Ингви-Фрейр, и с тех пор его потомки называются Инглинги. Он также правил датчанами под именем Фридлиф. В Дании он женился на красивой девушке Фрейгерде, которую спас от дракона. Она родила ему сына Фроди, который также в должное время стал конунгом.

Фроди правил Данией в век, считавшийся временем всеобщего мира. И именно в это время в Вифлееме родился Иисус Христос – христианский спаситель. Так как все подданные Фроди жили в мире, конунга прозвали Мирный Фроди.

Как море стало соленым

Сказывают, что Фроди однажды получил от Хенгикьёфта пару волшебных жерновов, которые назывались Гротти. Они были настолько тяжелыми, что никто из слуг и даже самые сильные воины не могли повернуть их. Конунг понял, что они заколдованы и могут молоть все, что пожелаешь. Он очень хотел, чтобы жернова поскорее стали действовать, поэтому во время визита в Швецию он увидел и купил там двух рабынь, великанш, которых звали Фенья и Менья. Их сильные мускулы и крепкое телосложение привлекли его внимание.

Возвратившись домой, Мирный Фроди повел новых слуг на мельницу и приказал им намолоть золота, мира и процветания, и они тотчас же исполнили его желания. Сначала великанши работали с радостью, час за часом наполняя сундуки конунга, так что золото, процветание и мир воцарились на всей его земле.

Намелем для Фроди
богатства немало,
сокровищ намелем
на жернове счастья;
в довольстве сидеть ему,
спать на пуху,
просыпаться счастливым;
славно мы мелем!

Когда Фенья и Менья хотели отдохнуть, конунг, чья жадность росла, велел им продолжить работу. Несмотря на их мольбы, он заставлял работать их час за часом, разрешая отдыхать ровно столько, сколько звучит куплет в песне. Тогда великанши, возмущенные его жестокостью, решили отомстить ему. Однажды ночью, когда Фроди спал, они сменили свою песню и стали мрачно молоть с тем, чтобы вооруженное войско под предводительством викинга Мисингера высадилось на землю конунга. Пока они колдовали, датчане спали и были обескуражены, увидев врагов, которые всех их тут же умертвили.

Войско сюда
скоро приблизится,
князя палаты
пламя охватит.
(Старшая Эдда. Песнь о Гротти.)(Перевод А. Корсуна)

Мисингер взял волшебные жернова Гротти, двух рабынь и посадил их на корабль, велев великаншам молоть соль, которая в то время была наиболее ценным товаром в торговле. Женщины подчинились, и жернова стали молоть соль, однако викинг, такой же жестокий, как и Фроди, не давал им отдохнуть. Викинг и его воины были смертельно наказаны: волшебные жернова намололи столько соли, что под их тяжестью корабль со всеми, кто был на нем, затонул.

Тяжелые жернова оказались на дне пролива Пентленд-Ферт, к северо-западу от Норвегии, образовав глубокую круглую впадину, и воды, устремившиеся в водоворот, булькали в дырах в центре жерновов, породили огромный водоворот Мальстрем. Так как соль вскоре растаяла, а великанши намололи ее в огромном количестве, вода в море стала соленой.

Фрейр был одним из ванов. Он явился в в качестве заложника после битвы между асами и ванами. Фрейр - сын Ньёрда и брат Фрейи (на ней он потом женился). Он считался богом плодородия и лета, однако культовые обряды в его честь зачастую были отвратительны, поскольку предполагали человеческие жертвоприношения. Также существовал обычай вырезать изображение бога, окруженного жрицами, на телегах, чтобы верующие могли делать ему подношения и приносить жертвы, просить хорошего урожая и удачного брака. Руна олицетворяет силу бога Фрейра.

Фрейра часто изображали вместе с кабаном Гюллинбюрсти. У этого животного была щетина, которая освещала весь мир, когда он пролетал по воздуху. Также Фрейр был обладателем корабля Скидбладнир, который мог летать в небесах и вмещал всех богов, их коней и вооружение. Самое интересное, что этот же корабль спокойно помещался в кармане. У Фрейра был и замечательный меч, который по его воле начинал разить врагов, едва бог доставал его из ножен. Замок бога находился в Альфхейме, царстве светлых эльфов.

Сватовство к Герд

Фрейр считался одним из трех главнейших богов в скандинавской мифологии (двое других - и ), но о нем известно не так много историй. Самая важная рассказывает о его любви к инистой великанше Герд, дочери Гюмира и Ангрбоды. Впервые Фрейр увидел ее, когда осмелился занять великий трон Одина. Герд была похожа на облако пульсирующего света (ее часто сравнивают с Авророй или северным сиянием), и Фрейр безумно полюбил ее. Он тосковал по ней еще много лет, до тех пор пока Ньёрд не позвал своего лучшего слугу Скирнира и не приказал ему разузнать, в чем причина страданий Фрейра. Скирнир дотошно расспросил бога и в конце концов выведал всю правду о страсти к Герд. Скирнир отправился к великанше, чтобы попытаться просватать ее; Фрейр одолжил ему свой меч и своего коня. Также слуга взял с собой одиннадцать золотых яблок вечной молодости и волшебное кольцо Одина — Драупнир.

Конь Блодугофи домчал Скирнира прямо в Ётунхейм, и Скирнир увидел, что дворец Гюмира окружен кольцом сверкающего пламени. Слуга разогнал коня, и они проскочили сквозь огонь. Вдобавок дворец охраняли огромные, наводящие ужас псы, которые принялись так громко выть, что Герд услышала их и поняла: незваного гостя прислал Фрейр, который в драке убил ее брата Бели. Скирнир принялся сватать Герд за Фрейра, но она не соглашалась. Тогда он попытался соблазнить ее яблоками вечной молодости и Драупниром, но она отвечала отказом на все его предложения.

Согласие Герд

В конце концов Скирнир стал угрожать, что отрубит ей голову, если она не согласится на требования Фрейра, но Герд ответила, что не боится его. И тогда верный слуга применил самую страшную угрозу. На его дубине были вырезаны руны, и он использовал волшебную силу, заключенную в них, так что наложенное проклятие было слишком ужасным. «Если откажешься, - сказал ей Скирнир, - то все оставшееся время ты будешь сгорать от желания, но всегда хранить обет безбрачия; будешь страдать от голода, но вкус любой пищи покажется тебе неприятным; будешь заперта за воротами Хеля и против воли будешь наблюдать это жалкое зрелище, зная, что превращаешься в отвратительную ведьму». И Герд, испугавшись, согласилась стать женой Фрейра, однако сказала, что не подойдет к богу в течение девяти ночей. Они поженились, Герд смогла полюбить бога, и у нее родился сын Фьольнир.

- (др. исл. Freir, «господин»), в скандинавской мифологии бог из числа ваное, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир. Адам Бременский сообщает, что в языческом комплексе в Упсале (Швеция) был храм, посвящённый Ф. с его изображением … Энциклопедия мифологии

- (др. исл. господин), в скандинавской мифологии бог плодородия и растительности, которому подвластны солнечный свет и дожди, относится к числу богов ванов (см. ВАНЫ (божества)). Сын Ньерда (см. НЬЕРД), брат Фрейи (см. ФРЕЙЯ); считался обладателем… … Энциклопедический словарь

- (др. исл. господин) в скандинавской мифологии бог плодородия и растительности, которому подвластны солнечный свет и дожди, относится к числу богов ванов. Сын Ньерда, брат Фрейи; считался обладателем изготовленных карликами сокровищ, в числе… … Большой Энциклопедический словарь

В скандинавской мифологии бог плодородия, богатства, мира. Брат (и муж) Фрейи (См. Фрейя), муж Герд (по видимому, богини земли). Атрибуты Ф. чудесный корабль Скидбладнир и вепрь Гуллинбурсти. Культ Ф. (или Ингви, откуда название шведского … Большая советская энциклопедия

Фрейр - в сканд. миф. бог из числа ванов, олицетвор. растительность, урожай, богатство и мир. В др. сканд. лит. источ. Ф. сын Ньерда и брат Фрейи, с к рой находился в кровосмесит. связи. Попав (после войны асов и ванов) заложником к асам, Ф.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

ФРЕЙР - в сканд. мифологии бог плодородия, брака, изобилия и мира, сын Ньёрда, брат Фрейи. Культ Ф. был особенно распространен в Швеции … Атеистический словарь

Фрейр - (сканд.) – «господин» – бог растительности, урожая, богатства и мира, происходящий из ванов, сын Ньёрда и брат Фрейи. После войны асов и ванов Ф. попал заложником к асам и женился на богине Герд. Согласия богини на брак с Ф. добился с помощью… … Мифологический словарь

Фрой Фрейр (также Фрой, др. исл. Freyr), также Ингви (изначально означало лорд) в германо скандинавской мифологии бог плодородия и лета. Происходит из рода ванов, сын вана Ньёрда и гигантессы Скади. Отец Фрейра Ньёрд, в свою очередь приёмный сын … Википедия

- (Гомес д Андрад Freire) португальский генерал (1752 1817). Будучи в чине подпоручика, получил, в 1788 г., разрешение поступить на службу в русскую армию; отличился при осаде Очакова и Измаила. По возвращении в Португалию участвовал в нескольких… …

- (Freire) один из лучших генералов Испании (1765 1834). Участвовал во всех кампаниях против Франции и особенно отличился в битве при Талавере де ла Рейна 26 июля 1809 г., когда он одним полком сумел прикрыть отступление целой испанской армии. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Верховные боги индоевропейцев , Ж. Дюмезиль , Жорж Дюмезиль, французский исследователь мифов, филолог-компаративист, занимавшийся сравнительной мифологией, в этой книге подводит итог своих многолетних исследований в этой области. В книге… Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Верховные боги индоевропейцев , Ж. Дюмезиль , Жорж Дюмезиль, французский исследователь мифов, филолог-компаративист, занимавшийся сравнительной мифологией, в этой книге подводит итог своих многолетних исследований в этой области. В книге… Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,

О том, что дии были князьями-волшебниками, можно судить по тому, что все ваны, которых Один произвел в этот сан, стали правителями Швеции. Так, третьим верховным правителем Швеции стал сын Ньёрда Фрейр, то есть «Господин», или, как иногда еще переводят его имя, «Господь». Но у него было и иное, родовое имя.

Этот ван сделал столицей своей державы Упсалу и построил там святилище. Город Старая Упсала как религиозный и политический центр упоминается в хрониках, начиная с IX века. В XIII веке город сгинул в пламени пожара. Новая Упсала приняла на себя функции Старой. Здесь до 1719 года находилось традиционное место коронации правителей страны, располагалась резиденция архиепископа; в конце XV века был открыт первый в Швеции университет. Словом, Упсалу, основанную ваном Фрейром, по праву можно назвать первой столицей Швеции. Само же древнее святилище описал германский хронист Адам Бременский, который видел его спустя тысячу лет после постройки, в 1070 году.

Уппсальский университет в Швеции

Что же можно считать настоящей древностью в этом храме? Во-первых, это огромное дерево как символ Мирового Древа. В скандинавском варианте — ясеня Иггдрасиля. Вечнозеленые растения не характерны для северной Швеции. Скорее всего, его семя или саженец доставили сюда еще асы и ваны с южной прародины, из Асгарда. Второе — святой родник. Известно, что наши предки поклонялись святым источникам. Что же до испытания колдунов водой, то этот способ был известен и в средневековом Новгороде, хотя для этой цели использовались река Волхов или озеро Ильмень. Третье — сам храм. Он представляет синкретичную религию. В «Саге об Инглингах» нет ни слова о Торе. Между тем этот громовержец действительно был верховным божеством местного населения до того, как здесь появились асы и ваны. Естественно, что Фрейр не мог возвести храм и поставить статую самого себя и первого правителя Швеции, Одина. Значит, эти статуи были установлены в храме уже после его смерти. Заодно шведы пересмотрели иерархию богов. Во главу поставили своего исконного бога. При Фрейре в созданном им храме возникла традиция, которую назвали «Упсальским богатством». С древнейших времен в месяц гон (со второй половины февраля до середины марта) устраивались моления о процветании страны и ее конунгов. В это же время на неделю устраивали ярмарку, где не только торговали с выгодой, но и тратили деньги на развлечения. То есть русский правитель Швеции ввел ежегодные моления о благоденствии и узаконил веселые ярмарки.

Символ Мирового Древа

Храм Уппсалы .

Время правления Фрейра можно определить по тому, что тогда произошло еще одно событие, названное «миром Фродю». Речь идет о возникновении другого скандинавского государства — Дании, где первым правителем был сын Одина по имени Скьёльд. В «Малой Эдде» повествуется, что до него здесь жили готы. Возможно, Скьёльд частью покорил их, частью изгнал. Во всяком случае, он стал основателем первой датской династии Скьёльдунгов. Его внук стал преемником Фроди, установивший наконец мир в Дании. Это было в первые годы новой эры, то есть во времена жизни Христа. Однако Фроди не стал богом, а благоденствие его державы приписывали божеству плодородия Фрейру, восседавшему на шведском престоле. Кроме титула «Господню», Фрейр имел еще имя Ингви.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Скорее всего, все же речь идет не об истинном имени Фрейра, которое было положено скрывать, дабы избежать порчи и колдовства. Ингви — это «конь», вернее, «Всадник», а если уж совсем точно — «небесный всадник». Небесной конницей Перуна после смерти становились «мужи крови» — герои, павшие в боях. Особо прославленный род Ньёрда и его детей, очевидно, еще при жизни на земле удостоился этого высокого звания. У Фрейра и его жены, местной уроженки Герд, родился сын Фьёлнир.

Когда Фрейр в положенное время отдал Богу душу, жрецы испугались, что с его кончиной благоденствие покинет Скандинавию, решили скрыть этот скорбный факт. Для этого они придумали хитрый способ. Насыпали высокий курган и тайно похоронили в нем правителя, но людям сказали, что он жив и избрал этот рукотворный холм местом для своего жилья. Теперь, мол, дань следует приносить сюда и ссыпать деньги в специально оставленные отверстия: в одно — золото, в другое — серебро, в третье — медяки. Таким образом, шведы, сами того не ведая, в течение трех лет уже не дань приносили верховному правителю, а совершали жертвоприношения умершему Фрейру как богу богатства и процветания.

Наконец жрецы сообщили шведам, что их владыка, став богом, отправился следом за Одином и своим отцом Ньёрдом в Асгард Небесный. Теперь нужно было избрать нового царя. Сын Фрейра, Фьёлнир, не мог претендовать на трон, ведь он был рожден простой женщиной. Между тем была еще жива настоящая ванка, то есть, по мнению шведов, богиня, — Фрейя, сестра Френра.