Как построить сюжетную линию. Как придумать сюжет для романа с помощью инверсии

Статей о том, как создать интересный сюжет, который оставит и читателя, и автора удовлетворенным, довольно много, но хочется вставить и свое слово. Сюжет зависит от многих факторов, и в этот раз я постараюсь разобрать самые главные из них – композиция или структура сюжета и персонажи на примере одного из самых известных современных фильмов и своих собственных фантазий на тему сюжета.

Часть 1. Теория

В первую очередь, стоит начать со структуры . Неважно, какого размера произведение или фик вы пишете – в каждой истории должны быть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Эта структура известна всем ещё со времен учебы в школе, но вот детали многие часто забывают. На что стоит обратить внимание в первую очередь, так это на размер каждой из частей. Завязка часто делится на экспозицию и, собственно, побуждающее происшествие . Экспозицией нужно заинтересовать читателя и дать краткое описание того, что происходит в обычной жизни героя. Конечно, экспозицией можно и пренебречь и забросить героя сразу в гущу событий, но тогда автору будет гораздо сложнее показать, как выглядела жизнь героя до завязки. В зависимости от размеров и жанра произведения варьируется размер экспозиции и завязки. Если вы пишете рассказ или мини, то введение в сюжет должно занимать от полутора страниц до примерно 3-4. Можно, конечно, и больше, если ваш рассказ страниц на сорок. В одной книге был такой пример касательно жанра или стиля повествования (это было о кино, но тут тоже очень уместно): «У кинопрокатчиков есть любимая шутка: типичный европейский фильм начинается с показа золотистых, освещенных солнцем облаков. В следующем кадре – еще более прекрасные и пышные облака. Еще кадр и облака становятся поистине роскошными и окрашиваются в красный цвет. Голливудский фильм начинается с показа рваных золотистых облаков. Во втором кадре из этих облаков вылетает «Боинг 747». В третьем он взрывается». Прикидывать должны вы сами и при этом чувствовать, что часть не является затянутой. Автор лучше знает, на чем делать упор. Развитие действия – это основная масса произведения, но об этом всем известно. Концовка должна занимать чуть меньше, чем завязка и экспозиция.

Но для чего я писала всю эту теорию, которую многие знают и без меня? Конечно, для плана произведения ! Почти в каждой статье об этом говорится, но многие продолжают игнорировать этот пункт. Но если у вас в голове вертится история неопределенного размера и с не особенно точным сюжетом, то составление плана может помочь вам выйти из творческого ступора или кризиса. Простой горизонтальный лист бумаги, разделенный на три части (первая и третья небольшие, середина самая объемная) уже позволит вашему подсознанию вписать идею в эти рамки.

Лучше всего привести несколько примеров для наглядности. Мой любимый – «Пираты Карибского моря», и мы возьмем самый первый фильм, «Проклятие Черной Жемчужины». У нас есть три главных героя – Джек, Уилл и Элизабет. Для каждого героя создана своя экспозиция. С самого начала она связывает Уилла и Элизабет и показывает, что фильм будет о пиратах. Даже если убрать название, то после первых минут все станет ясно. Именно так и должно быть в хорошем произведении – намек на то, что будет вести нас через всю историю. Также в самом начале дается интересная и важная деталь – странная монета на груди Уилла – она привлекает внимание зрителя и также является одним из двигателей истории, но об этом я скажу немного позже.

Затем мы видим три кратких предыстории, которые описывают положение героев, как социальное, так и общее место в жизни и их характер. Уилла мы видим талантливым, влюбленным и робким. Элизабет – умна, имеет собственное мнение и не любит идти на поводу у других людей, а Джек Воробей, простите, капитан Джек Воробей неординарно мыслит, обладает чувством юмора и полагается на удачу или свой гениальный план (после всех фильмов все равно трудно понять, гений он, или ему невероятно везет), которому сопутствует доля безрассудства и нежелание думать о последствиях.

Основная часть фильма развивает все то, что было заложено в начале. Герои проходят нелегкий путь не только из-за внешних обстоятельств, но их ждет и внутренний «путь» - они меняются, становятся более смелыми или, наоборот, проявляют трусость, которую от них не ждали. Все это развитие укладывается в основную часть. Кульминация и развязка – это подведение итогов, проверка, как изменившиеся герои пройдут главное испытание или препятствие.
Теперь немного поговорим о теме, которую я уже подняла, о персонажах . Они – двигатель вашей истории и, собственно, то, ради чего вы это пишете. Сюжеты часто стираются из сознания читателей, а вот образы героев остаются. Мало кто сможет назвать каждый сюжетный поворот в «Пиратах Карибского моря», но Джека помнят все. Но перейдем к практике.

Часть 2. Практика

Чем так важен герой? Без него история рассыпается, он - тот клей, который держит сюжетные повороты вместе. Даже если у вас есть собственный продуманный мир или сюжет, этого все равно не будет достаточно, если у вас нет главного героя или нескольких. Почему? Потому что каждый персонаж реагирует на события определенным образом. Допустим, у вас есть часть сюжета – герой выходит из музея и видит, как неподалеку какой-то мужчина грабит женатую пару. Это начало истории? Да. Но оно практически бесполезно без личности главного героя. Текст с нарративом должен создавать собственный мир (даже если это не фантастика и не фэнтези) и населять его персонажами и объектами. Этот мир должен меняться под воздействием причин, вызванных действиями людей. Если наш персонаж – полицейский, который ходил в музей посмотреть на картины, то он бесстрашно бросится помогать, возможно, получит ранение, попадет в больницу… Вот, уже есть развитие истории, но это не особенно интересно. А что если наш персонаж – вор, который только что ограбил этот музей? Что он будет делать?

Поэтому персонажи так важны в истории. Если вы хотите создать интересный сюжет, то вам нужен яркий и многогранный главный герой. Для лучшего рассмотрения возьмем последний вариант и снова обратимся к вопросу завязки. Что такое завязка? Это побуждающее происшествие, которое переворачивает мир героя и заставляет его выйти из зоны комфорта. Герой должен отреагировать на это действие, потому что оно лишает определенного равновесия в жизни. Одна из хороших идей для начала любого сюжета заключалась в том, что во время или немного до побуждающего происшествия герой делает выбор между тем, чтобы пойти простым путем или все-таки сделать то, что выходит за его зону комфорта – с этого и начинается сюжет. В тех же «Пиратах Карибского моря» Джек мог не прыгать в воду, чтобы спасти Элизабет, но он это сделал и попался в руки властей. В седьмом эпизоде «Звездных Войн» Рей могла отдать дроида в руки торговца и получить много продовольственных пайков, но она выбрала сложный путь - и с этого началось её приключение. Если говорить о воре, который видит ограбление на улице, то простой путь для него – уйти, будто он ничего не видел, но так не получится и сюжета. Но он может пойти сложным путем – помочь людям, там вовремя объявится полиция, он будет героем, но и свидетелем. А свидетелю надо дать показания в участке. Но у него же в сумке украденная картина… Что хочет сделать герой? Сбежать от полиции. В этом заключается его осознанное желание – он хочет вернуться в зону комфорта, и попытки достичь ее и становятся нашим сюжетом. Именно так образуется история и интересный сюжет. Но в идеале в истории должен быть не только осознаваемый объект желания, но и неосознаваемый, тот, который герой преследует бессознательно. Это может быть стремление быть любимым, пережить приключение или что угодно еще. Конечно, в некоторых сюжетах подсознательное желание может и не фигурировать. У Джеймса Бонда, например, такого желания нет.

Итак, чтобы придумать начало интересного сюжета нам нужен главный герой с ярким характером, действием, которое даст ему цель и определенное противодействие. На этом строится завязка. Противодействие может идти с разных сторон – это могут быть как внешние обстоятельства (Темный властелин, полиция, непонимание со стороны семьи), так и внутренние – борьба с самим собой, например. Но противодействие может быть не одним. Что мешает Джеку получить «Черную жемчужину», а также достичь подсознательного желания – полной свободы? Две силы – капитан Барбосса, устроивший бунт на корабле (если я не путаю), и правительство островов, которое хочет уничтожить пиратов в принципе.

Идем дальше. Увлекательный сюжет строится на преодолении препятствий. Противодействующие силы (а они должны быть в любом произведении), которые возникают в завязке, набирают мощь, а потом главный герой встречает их в кульминации. Но что же находится между всем этим? Развитие действия представляет из себя возрастающее количество трудностей на пути к цели. Это довольно просто и не требует особых объяснений, но сюжет усилится, если герой несколько раз пройдет «точку невозврата ». Напряжение должно нарастать, ставки увеличиваться, а все события, которые по масштабу похожи на то, которое уже было, должны быть вычеркнуты, иначе читатель начнет скучать. В «Парке юрского периода» динозавр, с которым столкнулись герои, не должен быть похож на предыдущего. Сначала большой травоядный, который может наступить/ударить тяжелым хвостом, потом тираннозавр, большой, хищный, но от него можно убежать, а после этого самый серьезный противник – группа небольших, но самых опасных и умных динозавров, которые могут найти и окружить жертву. Напряжение нарастает, потому что у героев все меньше шансов выжить.

Снова вернемся к нашей «практике» - к вору с украденной картиной. Он попадает в участок как свидетель. Его могут заподозрить, поэтому он порывается уйти. Напряжение начинает расти, но у нашего героя много шансов. Ситуация обостряется, когда персонаж видит собственный портрет на стене участка с надписью, что его надо задержать. Ставки повышаются. Если раньше он мог сказать, что картина – лишь репродукция, а он – художник, то теперь его точно схватят, если узнают. Портрет – это важная деталь истории, как и монета в «Пиратах», она является объектом в мире, окружающем героя и влияет на сюжет. Это не «рояль в кустах», вполне обоснованно, что в полицейском участке будут висеть портреты опасных преступников. Что должен сделать герой теперь? Правильно, сорвать свой портрет, который висит на самом видном месте, но сделать это незаметно. Что должен автор написать дальше?

И сейчас мы подошли к такой сюжетообразующей конструкции, как «действие – брешь между ожиданием и результатом – реакция – действие». Брешь заставляет героя двигаться дальше, потому что его цель не достигается лишь одним шагом. Поэтому автор не должен дать сорвать портрет и создать эту брешь. Потому что если он это сделает, то полицейский его отпустит и история закончится так просто, а это разочарует читателя. Риск должен возрастать до самой кульминации, когда ситуация будет описываться фразой «все или ничего». Так что наш вор подбирается к портрету, всеми силами отвлекая внимание на других, уже срывает, но тут вмешивается кто-то и берет бумагу у него из рук, смотрит на нее и узнает преступника. Брешь, ставки повышаются, ситуация становится все опаснее.
Главный вывод – читателя надо постоянно держать в напряжении и постоянно повышать ставки, не повторяясь. Но как это сделать? Как придумать такие конфликты, которые приведут к нужному развитию героя и создадут необходимые противодействующие силы?

Ответ заключается в главном герое. Именно поэтому важно создать яркого персонажа, реалистичного и глубокого. Такой персонаж сам даст необходимый толчок к созданию многогранного сюжета. Герой должен вступать в конфликт , и именно автор должен определить, какой конфликт станет самым трудным для героя. Конфликты бывают разными. Он бывает внутренним, на этом основываются психологические романы, есть конфликт личностный, когда протагонист борется с антагонистом, человеком, со своими личными целями, а есть внеличностный – это всевозможные боевики и фильмы ужасов. В боевиках герой сталкивается со многими представителями антагонистических сил – приспешниками зла, ордами орков, динозаврами и роковыми женщинами (но не в одном произведении, прошу). Стоит также упомянуть, что антагонизм не обязательно должен быть чем-то опасным или смертельным, ведь во флаффе он тоже может и, на мой взгляд, даже должен присутствовать. Если вы пишете про героя, который готовится к Рождеству, ведь должна приехать его семья, то противодействующими силами вполне может стать время. Он не успевает приготовить ужин, в торговых центрах огромные очереди, елка падает и все игрушки разбиваются – нарастает напряжение, ведь праздник вот-вот будет испорчен окончательно. Вроде ничего опасного, криминального, но конфликт тоже есть. Именно из-за него и возникает интерес.

Автор должен смотреть, что станет самым сложным препятствием для героя в его попытке достичь цели. Это бывает сложно, но автор должен раз за разом задавать себе вопрос: а что самое ужасное может произойти теперь? Мучить своих персонажей нравится не всем, но тогда вы не получите развитие характера. Чем нам не нравятся Мэри Сью и банальные боевики? Тем, что герой напролом идет к своей цели, убивая/покоряя каждого, пока не достигнет главного злодея. Это интересно? Нет, потому что он не проигрывает и не собирается. Это похоже на проверку, как далеко может зайти герой. Но при таком развитии событий все и так знают, что будет дальше. В большинстве Голливудских фильмов мы тоже знаем, что у героев все будет хорошо, но мы за них переживаем, ведь они регулярно терпят поражение и теряют шансы на счастливый конец.

Главный герой - это, конечно, хорошо, но для интересной истории слишком просто. Второстепенные персонажи оттеняют главного героя, вводят новые небольшие идеи и помогают раскрыть основной замысел. Например, при преодолении опасного препятствия один из второстепенных персонажей может и не выжить, что обострит ситуацию и покажет, насколько все серьезно для главных героев. Также второстепенные сюжетные линии помогают разнообразить повествование, дают новых интересных героев.

Например, та пара, на которую напали, собиралась разводиться, и пока мы следим за главным героем, мы также можем видеть, какое развитие отношений происходит у них. Если сначала, пока полиция не знает, кто такой наш герой, опрашивает их всех вместе, то пара постоянно ругается – муж обвиняет ее в том, что она чуть ли не открыто достала на улице деньги и все в таком духе. Потом их конфликт все нарастает, но мы отвлекаемся от них, потому что нашего главного персонажа узнают и пытаются схватить. Что он делает? Паникует, хватает один из пистолетов и берет эту пару в заложники. Новый конфликт! Он не хочет их убивать, но больше никто об этом не знает. Допустим, он смог добраться с ними до какого-то места, где он может контролировать ситуацию и не дать себя схватить или даже убить, но счет идет на минуты – ему надо придумать решение. В ход снова вступает подсюжет, эта пара боится за свою жизнь, и муж, например, просит, чтобы он оставил в заложниках только его, но отпустил жену, потому что он боится за ее жизнь.

Эта сюжетная ветка делает резкий поворот, второстепенные герои реагируют на события. Что произошло в этот момент? Мужчина понимает, что любит свою жену, а деньги и все те проблемы, из-за которых они ссорились, не особо важны. Происходит развитие второстепенных персонажей. Пара мирится, и главный герой решает, что это выход. Так он может показать, что у него нет особенно плохих намерений – ему просто хочется остаться на свободе. Вот и первая победа героя за все время с начала сюжета. Постоянные поражения тоже иногда утомляют читателя, так что стоит чередовать это с небольшими победами.

Можно вставить еще один подсюжет, включив в повествование двух второстепенных героев-полицейских. Один из них, например, «новичок», хоть он служит уже пару лет, но на него никто не обращает внимания (пусть это будет криминальная комедия, а не что-то особенно серьезное). Второй – опытный полицейский, который все время гонялся за крупным делом, желая выслужиться, поэтому он обходил других не самыми честными способами, мало с кем считался, пусть иногда и испытывал угрызения совести за это. Но этот второй полицейский не признает знаменитого вора, это делает «новичок», когда берет портрет в руки. Именно «новичку» участок должен быть обязан за признание преступника, но опытный полицейский забирает всю славу себе и отодвигает первого на задний план. У этих героев тоже образуется конфликт. Для новичка главное препятствие – его опытный начальник, который не дает проявить себя. Для второго – противодействие вора, который не дает попасться, а если он уйдет от них, то полицейский никогда не получит повышения.

Что мы выяснили из этого пункта? Второстепенные герои формируют свои собственные небольшие сюжеты, которые помогают развивать историю, иногда могут пересекаться с главными действиями и влиять на них. Но и тут все двигают персонажи. Важно не просто создавать напряжение, но еще и вызывать у читателей эмоции. Среди положительных – радость, любовь, восторг, трепет, среди негативных – ужас, печаль, унижение, сожаление, стресс и другие. Как и похожих событий не должно быть в сюжете, также стоит поступать и с эмоциями, которые появляются у читателей. Эмоции также стоит чередовать «положительная – негативная –положительная».

В итоге наш сюжет должен подойти к кульминации . Самое главное ее правило – не оставлять кульминацию «за кадром», в критический момент герой должен сделать выбор, как и делал на протяжении всего произведения, на глазах у читателя. В кульминации, в идеале, надо свести все вопросы и истории воедино. Лучшим финалом может стать тот, где автор дает то, что читатель так сильно ждет, но в максимально неожиданной форме. Если мы сочувствуем нашему герою-вору, то хотим, чтобы тот сбежал, но не знаем, как именно. Конфликт продолжает нарастать. Опытный полицейский ведет переговоры, ему ставят в заслугу освобождение одного из заложников, и тот решает, что преступник слишком мягок, так что можно атаковать здание, где он спрятался. Мы подходим к самому важному моменту, где решится все, что было заявлено. При штурме вора могут схватить или убить, так что он потеряет все. Случайно могут убить и заложника, так что восстановленные отношения также могут обернуться трагедией, а если преступник уйдет, то полицейский потеряет свой шанс. У каждого из них на карту поставлено всё, и кульминация должна это решить. Когда читатель доходит до самого конца, ему должно казаться, что иначе и быть не могло, такое развитие событий было предопределено с самого начала и в тот же момент было совершенно неожиданным.

Вот так, на мой взгляд, можно сформировать интересный сюжет. Если подвести итог, то надо взять необычный мир или ситуацию и найти героя, которого это затронет больше всего. Или, если у вас есть герой, то придумать ему такое происшествие. На протяжении всего произведения герой будет развиваться, вступать в борьбу с самыми опасными для него силами, иногда проигрывать, иногда побеждать, а потом он дойдет до кульминации, которая должна быть критичной для любого из участников конфликта, которые «присутствуют» в этом моменте. А дальше – ваша работа как автора. Надеюсь, это статья с многочисленными примерами если не помогла, то хотя бы дала пищу для размышлений. Удачи в творчестве и создании сюжетов!

Генерируйте идеи. На этом этапе вам пригодится блокнот, чтобы записывать свои идеи. Записывайте предложения, отдельные слова или целые абзацы - все это пригодится вам позже, в процессе составления полноценного сюжета. Чтение тоже очень полезно, так как оно станет источником вдохновения. Той же цели послужат фильмы, телевидение, живопись, и даже другие люди.

Начинайте выстраивать связи между концепциями и идеями. Если вы считаете, что у вас накопилось достаточно идей, приступайте к выстраиванию сюжета. Пользуйтесь схематическими изображениями и диаграммами. Например, если у вас есть ананасы и слоны, пусть ваши слоны едят ананасы.

Задайте себе вопросы. Что будет неожиданным для читателя? Почему он захочет прочитать эту книгу? Заинтересовала бы она вас как читателя? Чего в ней не хватает? Чего люди ждут от хорошей книги?

Кратко набросайте персонажей. На этом этапе они будут незамысловаты и похожи друг на друга. Однако сейчас не стоит беспокоиться о деталях образов и их роли в вашем повествовании. Кто главный герой? Кто злодей? Будет ли он в вашей истории? Если да, то действительно ли он ужасен или просто неприятен? Сейчас важно ответить на эти вопросы.

Выберите тип вашего сюжета. Существуют нелинейные сюжеты, то есть события в них разворачиваются или описываются непоследовательно. Если вы выбрали такой тип сюжета, следите за тем, чтобы каждый фрагмент был хронологически согласован с остальными. Не нужно писать, будто ваш герой сейчас находится в одном месте, а спустя мгновение переносится в другое место в прошлом. В нелинейном сюжете лучше не очерчивать временные границы вплоть до развязки, чтобы не вносить путаницу.

Представьте себе место действия. События, которые вы будете описывать, должны где-то происходить, и место действия не менее важно, чем действующие лица повествования. Если события вашего рассказа разворачиваются в реально существующем месте, вам придется додумать лишь второстепенные детали обстановки. В этом случае вы можете пропустить следующий шаг. Если же ваша история имеет место в полностью вымышленном пространстве, читайте по порядку.

Создайте место действия с нуля. Для этого вам придется продумать каждую деталь. Не упускайте такие незначительные вещи, как место работы героев, или как они прогуливаются по улице, так как эти подробности могут пригодиться вам в дальнейшем. Возможно, не все придуманные вами детали вы будете использовать в тексте, но, как и в любом другом деле, лучше иметь выбор вариантов, чем испытывать недостаток в материале. Например, в научной фантастике стоит уделить внимание тому, какие законы физики действуют в вашем мире, как устроено общество и что из себя представляет жизнь среднего индивида.

Проработайте образы персонажей до конца. На этом этапе начинается основная работа над героями, и здесь нельзя упустить ничего. Как и при создании места действия, не бойтесь сочинить лишних подробностей - они могут пригодиться позже. Поэтому делайте как можно больше записей и сохраняйте их. Задавайте себе вопросы наподобие: «Почему мой персонаж одевается именно в таком стиле?» - и записывайте ответы. Не забывайте о том, что хороший персонаж со временем изменяется, поэтому старайтесь сделать их образы как можно более гибкими. Однако не переусердствуйте, чтобы они не казались нерешительными или непостоянными. Представьте себе возможные взаимоотношения между героями и их семейные и дружеские связи. Старайтесь разработать каждого персонажа как можно детальнее.

Учитывайте причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает свои последствия, а значит, никакие события не бывают случайными - если, конечно, вы не планируете умышленно описать их произвольность и хаотичность.

Создайте конфликт. Вероятно, на данном этапе вы уже начнете выстраивать последовательный сюжет, поэтому вам нужен конфликт, или, другими словами, причина поступков ваших персонажей. В начале повествования в конфликте нет необходимости, но в дальнейшем без него вы не сможете развивать сюжет.

Развивайте события. Развитие событий - это последовательность происшествий и поступков персонажей, которая приводит к кульминации сюжета. Обычно эта часть сюжета занимает основную часть повествования и над ней вам придется работать особенно старательно, так как, если написать ее плохо, кульминация может выйти тусклой и неинтересной. В главных событиях рассказа проявляются особенности характеров персонажей, поэтому пусть они сталкиваются с такими проблемами, в которых смогут продемонстрировать весь свой потенциал.

Кульминация. Это тот момент, когда ваш герой встречается со своей главной проблемой. В каждом художественном произведении на том или ином этапе происходит кульминация сюжета, за исключением, разве что, комедийных рассказов, которые нередко завершаются нелепыми поворотами. Не стоит разрешать проблему героя непредсказуемо просто, как, скажем: «Я вышел к дракону с мечом в руке, но он вдруг скончался от рака легких». Если вы хотите придать кульминации драматическую окраску, пусть ваш герой будет почти повержен, и даже близок к смерти, но внезапно соберет последние силы и чудесным образом преодолеет все трудности. Как правило, развязка случается ближе к концу повествования. Но в нелинейном сюжете это может произойти когда угодно, даже в первых строчках.

Развязка. Если пожелаете, вы можете описать постепенное завершение событий и рассказать читателю, что происходило с героями после кульминации. На этой стадии развития повествования все становится на свои места, и жизнь героев нормализуется. К развязке стоит отнестись серьезно, иначе вы можете разочаровать вашего читателя.

Итак, работа уже близка к завершению. На этой стадии у вас уже есть подробный эскиз вашего сюжета. Теперь можно вернуться к началу и упорядочить ваши мысли. Очень хорошо, если вы сохранили все ваши записи и заметки, так как они не раз вам пригодятся. Если вам это нравится, делайте зарисовки, схемы и таблицы, и даже пишите стихотворения о вашем рассказе, так как все это поможет вам пробудить вдохновение и полюбить свое творение. Но не думайте, что на этом работа завершена. Вы лишь подготовили основу, а это не так уж и сложно. Только на следующем этапе основа сюжета становится хорошим сюжетом.

Прежде всего, помните, интересные задумки буквально витают вокруг вас и нужно только руку протянуть - у вас будет идея. Но только идея. Чтобы написать что-то хотя бы удобочитаемое, нужно много работать. И еще. Не ходите проторенными дорогами, пишите необычно и захватывающе.

Пишут в основном либо по чьему-либо произведению, либо свои собственные рассказы, так что сначала изложу некоторые идеи для фанфиков.

Что такое вообще фанфикшн как явление? Кто-нибудь вспоминает перед написанием своего шедевра? Нет? А зря все-таки. Фанфик - это взгляд читателя на произведение. Поклоннику очень хочется продолжить любимую историю. Но раз уж вы пишете, чтобы читали, то надо запомнить твердо: потенциального читателя в первую очередь волнуют герои канона, главным действующим лицом должен быть один из них. Вы этого персонажа прекрасно знаете вдоль и поперек благодаря исходной книге. У вас уже есть герой, осталось только заставить его действовать. Не стоит помещать в мир книги себя любимого, это не воспримется хорошо. Так же будет, если вы введете новых героев второго плана. Вы пока еще не профессионал, такие образы меркнут в сравнении с хорошо и ярко выписанными канонными персонажами. Используйте то, что есть, за вас уже сделали половину работы.
Теперь все же о больном месте – сюжете. Вот несколько способов придумать сюжет без особых трудностей.

Способ номер раз, более-менее последовательный:

Не поленитесь, выпишите наиболее употребляемые выбранным вашим героем слова и выражения, описание его внешности, постарайтесь добавить в это как можно меньше отсебятины. Это не ваш персонаж, относитесь к нему уважительно! После этой весьма увлекательной работы попробуйте поставить своего, теперь уже полностью прочувствованного и понятого героя развести на откровенный разговор. Прямо так и пишите диалог, как есть. Ваша фантазия будет подсказывать вам все новые темы для обсуждения. Из рассказов вашего героя вполне может получиться неплохая задумка. И писать будет проще.

Способ номер два, музыкальный:

Послушайте свои любимые песни, а потом переведите, если они были на иностранном языке. Если песня имеет хоть какой-то смысл, то попробуйте поставить своего героя в похожую ситуацию. По песням "Мельницы" написано уже наверняка не одно произведение, например фанфик "Невеста Полоза".

Способ номер три, подсознательный:

Откиньтесь на спинку кресла, закройте глаза и попытайтесь ни о чем не думать. Через некоторое время мысли потекут сами собой, постарайтесь им не мешать, но запомните то, о чем вы думали. Наверняка в этом внутреннем монологе вы поднимете самые волнующие вас проблемы, а там и до сюжета недалеко.

Способ номер четыре, комбинативный:

Выпишите на отдельную бумажку имена всех героев фандома и просто наобум соедините стрелочками. Выберите самую интересную и незаезженную пару. Пофантазируйте на тему их отношений, вот вам и сюжет. Только не пишите о слишком экстравагантных сочетаниях (пейринг АД/Гигантский Кальмар меня когда-то просто добил), иначе не воспримут всерьез.

Способ номер пять, заявочный:

На сайте около 100000 заявок, одни сюжеты, только пиши.

Теперь поговорим об ориджиналах.

Это уже полностью ваша территория, как собственное королевство, чего хочу, того и ворочу. Только воротить надо хорошо, иначе читать никто не будет. Здесь тоже можно использовать способы 2, 3, 5, а также несколько других:

Способ номер шесть, человеческий:

Поговорите с родителями, бабушками, родителями друзей, выслушайте всех, кто захочет вам что-нибудь рассказать о жизни или бурной молодости. Разные истории услышите: и смешные, и драматичные, только записывай.

Способ номер семь, вдохновенный:

Дождитесь момента, когда вам до зуда в ладонях захочется что-нибудь написать, чтобы аж трясло от предвкушения творчества. Не думаю, что в таком состоянии вы продержитесь долго, но наверняка сядете за клавиатуру и изложите неплохой сюжетик.

Способ номер восемь, сказочный:

Перепишите какую-нибудь сказку поподробнее, а там, может, и поменять что-нибудь захочется в аксиомах сказочной жизни.

Способ последний, дружеский:
Найдите соавтора, когда вас двое, то и сюжеты получаются в два раза лучше.

После этих нескольких способов вы наверняка уже обзавелись неплохой задумкой. Я в вас верю, она действительно неплохая. Дело за малым, написать. Начать лучше всего с ваших героев. Теперь вы сами творец! Почувствуйте себя Демиургом, не меньше! Только твердо запомните, если ваш персонаж не вписывается в сюжет, лучше менять не героя, а события. Именно герой, трехмерный человек со своим внутренним миром запомнится вашим читателям, а никак не лихие повороты событий.

Напишите план, как в школе. Очень пригодится. Это как конструктор, кубики потом сделаете нужного размера, а вот план, по которому будете их собирать, лучше иметь в самом начале, чтобы потом не забыть, что вы строите.

Начинайте описание в любом месте. Что нравится, то и пишите. Хоть с конца начинайте. Пишите много, потом все равно вы урежете исходный вариант рассказа при редакции.

Когда редактируете, постарайтесь избавляться от однообразия в речи. Русский язык такой богатый, пользуйтесь его возможностями, влюбите читателя в вашу манеру писать. Рисуйте события, как художник, а не рассказывайте о них нудным голосом диктора. Речь должна быть вкусной, живой.
Не знаю, могу ли я давать подобные советы, но прочитать такие произведения мне бы ужасно хотелось!

А главное, пишите с чувством и тогда будут и слава, и читатели. В общем, удачи.
(Выражаю надежду, что MS Word помог мне не "насажать" ошибок.
Статья написана по моим впечатлениям от «вумных» книжек маститых писателей.)

Если вы хотите создать хороший сюжет, следуйте этим советам. Мечтаете стать автором бестселлеров? Проводите дни напролёт, мечтая о миллионах проданных копий? Если да, то у вас есть мотивация; осталось лишь написать великолепный роман. А у каждого великолепного романа интересный сюжет, полный напряжения и бесконечных подъёмов и падений. Если вы хотите добиться успеха со своим произведением, сосредоточьтесь на структуре сюжета. Пока у нас нет готовой формулы для стопроцентно успеха, однако можем предложить несколько основных правил построения сюжета, которые могут облегчить ваш путь к интересному сюжету.

Правило 1: создайте каркас сюжета Набросок поможет вам запутать его и решить, как его распутать. Это и есть сюжет. Ваш персонаж должен хотеть или в чём-то нуждаться, а ещё у него должен быть целый набор препятствий, которые будут помехами на его пути. Это и есть запутывание. Как же его создать? Это и есть то, что называют историей. Однажды ваш персонаж выяснит, как ему добиться желаемого, что ж, об этом и будет ваш сюжет. Помните, заблаговременный набросок не стесняет ваше творчество, а скорее помогает вам создать нечто интересное: сюжет, который не отойдёт далеко от темы.

Правило 2: детализируйте ваш сюжет Насыщение сюжета красочными персонажами и образной обстановкой углубит ваш роман и захватит внимание читателя. Убедитесь, что потраченное время на мелкие детали не рассеет концентрацию; нет ничего хуже, чем хороший сюжет, который ввергается во всё больший хаос по мере развития действия. Истории должны развиваться; каждая сцена должна быть мини-сюжетным поворотом, а персонаж должен познавать свои внутренние ценности. Персонаж в начале романа печален? В конце он должен стать злым, счастливым или откровенным энтузиастом. Каждая сцена должна толкать историю к финальной поворотной точке: развязке.

Правило 3: придумайте мощную развязку Вы использовали каждую сцену и событие в истории, чтобы привести читателей к развязке? Так не сбавляйте обороты. Это ваш конечный сюжетный поворот. Как ваш персонаж изменился с начала романа? Читатели не хотят тратить целый день, или даже неделю, чтобы прочитать роман, который ни к чему не приводит. Убедитесь, что не затянули с концовкой. Даже если вы пишете серию книг с единым сюжетом, все мини-сюжеты каждой из книг должны быть законченными и оформленными.

Правило 4: конец истории должен быть закономерным После кульминации, сворачивайте на развязку так быстро, как представляется возможным. Не соблазняйтесь на то, чтобы растянуть её; ваши читатели этого не оценят, а сюжет и персонажи только пострадают. Помните, окончание истории – первое, что останется ярким пятном в памяти читателя, когда он поставит прочитанную книгу на полку.

Правило 5: убедитесь, что ваш персонаж решает проблемы самостоятельно

Не полагайтесь на силы небесные или безымянного персонажа, который всё разрулит в последнюю минуту. Ваша аудитория хочет видеть, как персонаж сам справляется со стоящими на пути препятствиями. Ваши читатели развиваются вместе с вашими персонажами; хороший сюжет покажет, как эти персонажи преобразуются под влиянием трудностей, с которыми они столкнулись. Последняя заметка по поводу хорошего сюжета… Создание хорошего сюжета не такая лёгкая штука, как это может показаться. Всё равно, что сказать коту, что гонки в грязи, прыжки через забор, штопор в три четверти и ловля Фрисби в полёте – всё под музыку для самбы – поможет заработать конкретному представителю семейства кошачьих уважение собак в парке. Все эти достижения пока предваряют простые виляния хвостом, и потребуется много времени, метод проб и ошибок, чтобы кот научился таким подвигам.

То же самое верно и для создания сюжета. Первая попытка может и не быть идеальной; нужно время и практика, чтобы сделать прекрасную историю. Однажды у вас всё получится, ведь препятствия, персонажи и обстановка никуда не пропадут. Добавьте к этому коктейлю ваш собственный стиль письма, и у вас появятся все возможности для написания отличного романа. Однако если у вас есть цельная структура сюжета, вы можете дать его в руки персонажей в любых декорациях, и они сами затянут вас. Помните, наши реакторы всегда готовы помочь вам с вашей рукописью и обратят отдельное внимание на структуру сюжета, развитие действия и стиль.

Перевод с сайта scribendi.com специально для Типичного Писателя

Переводчик: Светлана Смалева

Редактура: Саша Кузнецова




Пиши.про предлагает уникальную методику создания сюжета для романа с помощью инверсии. Инверсия – это когда все наоборот, это выворот наизнанку. В простом варианте – это перестановка местами частей целого, так чтобы последнее становилось первым. С помощью этого приёма можно придумывать необычные истории и создавать замыслы захватывающих произведений.

Смысловая инверсия – это когда меняются местами не части целого, а смысл самого сообщения, то есть идея. Она хороша как средство создания полноценного замысла для романа и просто как литературное упражнение. Инверсия позволяет посмотреть на привычные обстоятельства с другой стороны и найти неожиданное и удивительнее в привычном и обыденном. В первую очередь подойдет такой прием авторам, работающим в жанре фантастики, фентези, триллер, мистика. Однако, как вы увидите из наших примеров, приведенных ниже, инверсия подходит и для любовных романов – вопрос в том, какая именно идея инверсируется.
Итак, как использовать инверсию? Очень просто. Мы предлагаем применить смысловую инверсию к любому утверждению, смысл которого не вызывает сомнения.
Утверждение : снег – белый.
Переворачиваем смысл сообщения, используя инверсию : снег – черный.
После использования инверсии автору нужно придумать для нее обоснование, то есть ответить на вопрос, при каких условиях это достижимо, почему так произошло или как с этим дальше жить: почему снег стал черным, и как влияет чернота снега на мироустройство.
Еще примеры: солнце каждый день встает на востоке, в Африке водятся львы, жизнь после смерти не доказана, женщины рожают детей и т.д. Переворачиваем смысл этих сообщений. Получается вот что: солнце встает на западе (солнце больше не светит), в Африке не водятся львы (и другие животные), жизнь после смерти изучена или доказана, женщины не рожают детей (не могут или не хотят).
Теперь мы решаем:
1) как можно реализовать инверсированную идею: максимально уточняем детали, по возможности разворачивая замысел в двух-трех направлениях, если идея это позволяет: после выберем наиболее удачный вариант;
2) при каких условиях могли сложиться подобные обстоятельства;
3) каковы причины и следствия подобных изменений;
4) влияют ли новые обстоятельства на мироустройство;
5) какие конфликты может порождать сформулированная идея;
6) какие герои могут принять участие в этих конфликтах;
7) состоит ли интерес этих героев в том, чтобы вернуть новый миропорядок на старые рельсы.
То есть смысловая инверсия задает идейный посыл, который автор может разработать в любом интересном для него направлении. Например, использовать инверсированную идею как повод для завязывания конфликта. Можно описать предысторию сложившейся ситуации. Или просто в деталях изобразить созданный мир, внедрив в него самый расхожий сюжет, например, о борьбе за свободу.
Инверсия выступает как толчок для работы авторской мысли: она может привести к совершенно неожиданным результатам, главное здесь – нащупать оригинальную идею, которая сможет лечь в основу сюжета. При этом любопытно, что в результате осмысления инверсированного утверждения («снег черный») автор может прийти к совершенно другой, новой идее: снег на самом деле не черный, а по-прежнему белый, но в результате (к примеру) экологической катастрофы у человека изменился характер зрительного восприятия, он видит мир только в черно-белых тонах, и это в результате привело к упрощению всего мироустройства. Инверсия в этом случае будет выступать как возбудитель мысли, позволяющий найти новые сюжетные вариации.

Примеры использования смысловой инверсии в художественной литературе:

Утверждение: солнце каждый день встает на востоке
Инверсия : Солнце не встает на востоке или вообще не светит.
Способы реализации идеи:

1) В результате действий мыслящих машин небо заволокло тучами, на землю не проникают солнечные лучи: эта идея используется в сценарии кинотрилогии «Матрица» братьев – ныне сестер – Вачовски.
2) Земля становится непригодна для жизни, и человечество переселяется на Венеру, где весь год льют проливные дожди, а солнце светит всего один день в году: это сюжет рассказа «Всё лето в один день» Рэя Брэдберри,
3) После столкновения с метеоритом ось Земли сместилась: это как раз тот случай, когда осмысление инверсированной идеи может привести к новому сюжету – так, тема смещения земной орбиты, правда, в другом контексте, поднимается в романе Жюля Верна «Вверх дном».

Утверждение : жизнь после смерти не доказана.
Инверсия: жизнь после смерти изучена или доказана.
Способ реализации идеи:
1) Группа молодых ученых (врачей) проводит исследования клинической смерти, выясняя, что после остановки сердца человек совершает путешествие в прошлое: эта идея легла в основу сценария к фильму «Каматозники».
2) Группа исследователей-авантюристов используют клиническую смерть для длительных путешествия в потусторонний мир: это смысловой зачин романа «Танатонавты» Бернарда Вербера.

Утверждение: женщины рожают детей.
Инверсия:
женщины не рожают детей (не могут или не хотят).
Способ реализации идеи:

Человечество поразило массовое бесплодие, что неизбежно привело к хаосу во всем мире: сюжет романа британской писательницы Филлис Дороти Джеймс «Дитя человеческое», по которому в 2006 году был снят одноименный фильм.

Утверждение : люди испытывают голод и едят 3-4 раза в день. Это определяет само мироустройство и расстановку сил в нашем мире.
Инверсия: люди не испытывают голода. Люди не едят, как вариант – едят очень редко.
Способ реализации идеи:
1) Люди подпитываются чистой энергией, которую берут а) из доступного источника: например, солнечная энергия); б) недоступного источника: например, человеческая кровь (как следствие получаем вариант с вампирами– канонический текст «Граф Дракула»).
2) Люди питаются особой едой, малое количество которой может обеспечить длительную сытость: эта идея легла в основу рассказа Александра Беляева «Вечный хлеб».

Утверждение: люди живут, старятся и умирают.
Инверсия: люди живут, но не старятся и не умирают.
Способ реализации идеи:
1) Люди черпают жизненную энергию извне: опять же получаем вариант с вампирами, только в этом случае еще обыгрывается тема жизни и смерти, поскольку вампиры в традиционном понимании не являются живыми людьми.
2) Люди переносят собственную жизненную энергию в какой-либо предмет, он старится, человек нет: получаем сюжет «Портрет Дориана Грея», вышедшего из-под пера Оскара Уайльда.
3) Ученые разрабатывают лекарство от старости - элексир бессмертия. Расхожий сюжет, лежащий, например, в основе фантастической пьесы чешского писателя Карела Чапека «Средство Макропулоса».

Утверждение: прекрасные молодые француженки XVII века ищут денег, известности и славы, а значит и связей в высшем кругу общества, ради которых легко продают свою честь и вступают в союзы с сильными (или просто богатыми) мира сего. Именно эта идея лежит в основе большинства романов Оноре де Бальзака.
Используем инверсию: прекрасные француженки XVII века бескорыстны и верны своим идеалам и возлюбленным, предложения внебрачных связей они решительно отвергают и жаждут только одного: соединиться с супругом (далеким от идеала красоты).
Способ реализации : это идейный посыл цикла романов «Анжелика» Анн Голлон (Симона Шанжё).

Как вы можете убедиться, использование смысловой инверсии, во-первых, позволяет найти новые, неожиданные идеи, на основе которых можно создать полноценный роман, при этом не всегда фантастический; а во-вторых, инверсия помогает взглянуть на привычную картину мира под другим углом, найти удивительное в обыденном и все ж таки, если повезет, «сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб».
В качестве домашнего задания мы предлагаем попробовать применить инверсию к следующим утверждениям: ребенок рождается бессознательным, в каждом доме есть электричество, уставший человек быстро засыпает, люди используют деньги для упрощения процесса товарообмена, за работу люди получают деньги, в Африке водятся львы, лето сменяет осень.
На базе полученной инверсированной идеи попробуйте разработать сюжеты рассказов (романов). Смело фантазируйте, ищите новые смыслы и способы реализации инверсии. Успехов!

P.S. Если вы знаете, придумав удивительному историю, расскажите об этом в комментариях.



Расскажите друзьям