Структура индустрии туризма. Управление туризмом Органы управления туризмом в рф

Структура туризма состоит из звеньев, уровней и связей. Звеньями являются отделы и другие подразделения, это могут быть и отдельные специалисты.

Все они управляют компанией или ее частями. Менеджеры тоже относятся сюда, так как они связывают и координируют несколько звеньев. Все связи между ними осуществляются по горизонтали. Звенья объединяются в уровни в зависимости от решаемых задач. У разных уровней разные ступени в иерархии, поэтому нижестоящие подчиняются вышестоящим. Руководители всех уровней не только руководят нижестоящими, но и сами выполняют какие-нибудь функции.

Структура туризма может быть линейной, когда у каждого исполнителя только один руководитель. Распоряжения отдаются сверху вниз по цепочке, при этом не допускается перескакивание отдельных звеньев. Функциональная структура более гибкая, поэтому применяется гораздо чаще. Начиная со среднего уровня, специалисты объединяются для выполнения конкретной узконаправленной задачи. Вторая структура применяется чаще как крупными предприятиями туризма, так и предприятиями мелкими.

Структура туризма включает в себя организаторов, которые разрабатывают продукт, продвигают его на рынке и реализовывают, организаций, размещающих туристов, предприятий питания, транспорта, бюро экскурсий, производственных предприятий, торговых, учебных и научных. Формирование продукта предусматривает согласование сроков перевозок, проживания, проведения экскурсий, посещения выставок, организации питания, и так далее. Время, цели, стоимость и качество всех услуг систематизируются и увязываются между собой в единый продукт. Затем туристическими операторами размещается реклама во всех доступных средствах массовой информации, проводятся выставки с рекламными целями для ознакомления как можно большего количества населения с продуктом. Они издают каталоги, выпускают брошюры, участвуют в ярмарках.

Для структуры туризма туроператоры являются одним из важнейших звеньев. Реализуют продукт они либо сами, либо через посредников, которые называются туристическими агентами. Туроператоры заключают множество контрактов с компаниями по перевозкам, гостиничными комплексами, экскурсоводами, предприятиями питания, культурно-развлекательными центрами, и многими другими участниками процесса туризма. Они могут арендовать самолеты, поезда, автобусы, гостиницы и теплоходы для получения значительных скидок. Клиентам они предоставляют в таком случае гораздо более дешевые продукты. Это способствует увеличению конкурентоспособности.

Национальная политика туризма регламентируется во всех странах туристскими администрациями национальными. Они сотрудничают с государственными органами управления, как на уровне правительств, так и на местных уровнях. В Испании эта структура входит в Министерство экономики. В Соединенных Штатах она отсутствует совсем, но это исключение. Во Франции данная структура подчиняется Министерству транспорта и общественных работ. Этот орган призван разрабатывать планы по развитию туризма, проводить маркетинг продукта национального, создавать представительства за рубежом для продвижения продукта.


Цель – сформировать понятийный аппарат об индустрии гостеприимства.

ПЛАН:

1. Структура индустрии туризма.

2. Характеристика основных объектов индустрии туризма.

3. Показатели развития туризма.

Структура индустрии туризма

Туристская индустрия, как часть экономической системы, представлена поставщиками туристических услуг (предприятиями, организующими производство услуг на основе использования трех факторов туристического производства - капитал, туристические ресурсы и рабочая сила) и туристическими фирмами, организующими процессы формирования туристского пакета из единичных услуг и доведения готового турпродукта до конечного потребителя.

Отдельной частью туристической инфраструктуры являются организации (государственные и частные) или их объединения, выполняющие общие регулятивные и корректирующие функцию в отношении туризма и туристического рынка (отраслевые министерства, ассоциации, саморегулируемые организации, выставки).



Представляя собой межотраслевой комплекс, туриндустрия производит товары и услуги на предприятиях, различающихся по доле собственно туристских услуг. Одни из них производят товары исключительно для туристов, другие - не только для туристов. Соответственно выделяются следующие секторы туриндустрии:

· типичные турпредприятия, предоставляющие типичные туру слуги: предприятия размещения туристов, турооператоры, турагентства, организации по регулированию развития туризма, специализированные на туризме транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и т.д.;

· нетипичные туристские предприятия, производящие типичные туристские продукты: сувениры, товары для отдыха, средства передвижения, литературу по туризму; осуществляющие экскурсионные услуги, организацию развлечений, кредитное обслуживание, страхование, маркетинг в сфере туризма, выдачу виз;

· нетипичные турпредприятия, производящие нетипичные туристские продукты и услуги: спорттовары, одежду для отдыха и туризма, фототовары, косметические средства, лекарства, услуги общественного питания, парикмахерских, тренерские услуги, услуги культурно-просветительского характера, медицинские услуги.

Первая группа предприятий - это туристские предприятия первичных туруслуг. Вторая и третья - туристские предприятия вторичных туруслуг.

Средства производства туристического продукта - есть предметы материального или нематериального мира, организации, объединения или информация, позволяющие эффективно осуще­ствлять производство туристического продукта. В состав средств производства туристического продукта можно отнести три основные составляющие - инфраструктуру, супраст-руктуру туристической индустрии и информационное поле.

Инфраструктура туризма - есть составная часть экономической системы, обеспечивающая нормальную и эффективную деятельность туристской индустрии, предназначенная непосредственно для использования в процессе производства, продвижения и продажи туристического продукта и напрямую зависящая от состояния туризма в регионе. Элементами инфраструктуры туризма выступают:

1. Материальная база специализированных субъектов хозяйство­вания (туристических операторов, агентов, производителей товаров туристского потребления, экскурсионные бюро);

2. Система государственных органов, способствующих созданию правовой базы, контролю и регулированию туризма в регионе (соответствующие государственные предприятия, организации, учреждения);

3. Система некоммерческих и коммерческих организаций, пред­приятий и учреждений, функционирующих в целях поддерж­ки и развития туризма в регионе (туристические биржи, выс­тавки, ярмарки и т. д.).

Супраструктура туризма - это часть экономической системы, также обеспечивающая эффективное функционирование туристской индустрии, производство качественного и привлекательного туристского продукта, но изначально предназначенная для удовлетворения потребностей как туристов, так и других потребителей на рынке, косвенно зависящая от состояния туризма в регионе. Супраструктура призвана не только участвовать в производстве туристического продукта, у нее есть еще целый ряд экономических или социальных функций. Однако, становясь вовлеченными в процесс производства туристических услуг в качестве средства производства, элементы супраструктуры становятся опосредованно (обычно через состояние потребительского рынка) зависимыми от уровня развития туризма в регионе.

Элементами супраструктуры туристической индустрии вы­ступают:

■материально-техническая база ряда субъектов хозяйствования (отели, транспортные компании, жилищно-коммунальный ком­плекс, предприятия общественного питания и т. д.);

■государственные структуры или организации (связь, почта, телеграф, дороги);

■иностранные государственные учреждения, представительства (консульские службы).

Для того чтобы стать средствами производства туристического продукта, элементы ее инфраструктуры и супраструктуры должны обладать следующими характеристиками:

■располагаться в непосредственной близости от факторов производства туристического продукта (именно наличие инфраструктуры и супраструктуры делает туристические ресурсы доступными, а путешествия к ним комфортными и безопасными, что и повышает их ценность как фактора производства турис­тического продукта);

■соответствовать определенному уровню качества (как нацио­нального, так и международного стандартов);

■иметь возможности к расширению, модернизации и модификации.

Все элементы и инфраструктуры, и супраструктуры взаимосвязаны друг с другом, что и позволяет эффективное функционирование единой туристической индустрии. Типы взаимосвязей между отдельными элементами супраструктуры и инфраструктуры можно условно разделить на непосредственные и опосредованные. К непосредственным типам взаимосвязи этих элементов относят денежные или финансовые (подразумевающие взаимные расчеты), клиентские (обмен клиентами и поставка клиентов друг другу), корпоративные (в случае единства менеджмента), трудовые (переход работников из одного предприятия на другое). Опосредованные взаимосвязи между элементами туристической инфраструктуры и супраструктуры осуществляются через бюджет посредством фискальной политики властей (например, взаимосвязи между оте­лями, транспортными компаниями, государственными или муниципальными дорожными службами и ЖКХ) либо через доходы местного населения (например, развитие отдельных элементов инфраструктуры или супраструктуры дает местным жителям дополнительные заработки, превращая их в активных клиентов других предприятий туристической индустрии).

В условиях современного туризма взаимоотношения между предприятиями, образующими инфраструктуру и супраструктуру туристической индустрии, характеризуются следующими тенденциями:

■растущей зависимостью предприятий супраструктуры от состояния туризма в регионе (многими теоретиками отели или авиакомпании уже относятся к предприятиям инфраструктуры туризма, хотя изначально они таковыми не являлись);

■обрастанием туристической индустрии все новыми и новы­ми предприятиями супраструктуры (к примеру, таковыми в настоящий момент уже стали банковские учреждения, страховые компании, компании проката автомобилей, производители фотопленки и т. д.), что объясняется ростом экономического эффекта развития туризма;

■ становлением элементов туристической инфраструктуры элементами супраструктуры других сфер производства (к примеру, туроператоры превращаются в консультантов судостроителей или авиаконструкторов, рестораны - заказчиками сельскохозяйственных производителей и т. д.).

Информационное поле - как средство производства туристиского продукта представляет собой совокупность средств и способов передачи туристической или деловой информации на расстояние. Информация в настоящее время является как производ­ственным ресурсом, позволяющим определенные корректировки при создании максимально привлекательного туристического продукта, так и единственным способом продвижения туристического продукта на мировом туристическом рынке.

Условно туристическую информацию можно классифицировать на входящую, представляющую интерес самого производителя туристического продукта (сведения о прибывающих туристах, информация о маркетинговых исследованиях потребителей тури­стического рынка, о международной ситуации и т. д.), и исходя­щую, отражающую интересы производителя турпродукта (сведе­ния о туристических ресурсах и конкурентных преимуществах туристического продукта, специализированная и деловая информация, реклама и т. д.).

Для того чтобы стать максимально эффективным средством производства туристического продукта, информационное поле должно отвечать ряду требований:

■быть максимально мобильным и оперативно реагентным;

■быть надежным и исключающим возможные помехи в коммуникациях;

■отличаться широтой охвата;

■быть доступным для максимального количества пользователей.

Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.

Туризм, как и любая отрасль, требует регулирования: управление туризмом – это важная сфера деятельности, которая помогает достичь наилучшего результата.

Основная цель - это, прежде всего, экономический эффект, не только для составляющих сферы, но и для региона в целом.

Российское управление туризмом выглядит следующим образом:

1) Во главе любой сферы и отрасли стоит президент.

2) Он осуществляет прямое взаимодействие с Советом по культуре и искусству при Президенте РФ, и косвенные связи – с Правительством РФ и законодательными органами.

3) Вышеуказанный Совет напрямую связан с Министерством культуры РФ. Косвенно с ним связано и Правительство РФ, и Комитеты государственной думы по культуре и законодательству в сфере туризма.

4) Министерство Культуры РФ, регулирующее туристскую деятельность, имеет косвенные или методические связи с государственным, социальным и частным сектором.

5) В государственном секторе есть Комитеты по туризму администраций субъектов РФ, которые напрямую связаны с туристскими организациями регионов.

6) Комитеты по туризму администраций субъектов РФ имеют прямые связи с комитетами и комиссиями в законодательных органах субъектов РФ.

В государственном регулировании туризма выделяют два уровня – федеральный и региональный (уровень субъекта Федерации). И на первом, и на втором уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами. Поддержка субъектов сферы туризма со стороны органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.

В России существуют:

Российская ассоциация, объединяющая туристские агентства;

Всероссийское народное туристское общество

Российская гостиничная ассоциация и др.

Главные задачи, которые призваны решить любые органы управления туризмом - это поддержка стабильности экономики, рост показателей индустрии туризма, увеличение количества поступающей иностранной валюты.

Методы государственного регулирования туризма достаточно подробно раскрыты в Федеральном законе, ряде законов субъектов Федерации и научной литературе по данной проблеме.

Поскольку регулирование является одной из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере туризма. На федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру.

В зависимости от масштабов задач, решаемых посредством туристской деятельности, в субъектах Федерации в составе правительства (администрации) могут быть профильные комитеты, как, например, в Москве и Московской области, или структурные подразделения в составе многопрофильного комитета, как, например, отдел туризма в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области или управление по туризму в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления.

Туризм в РФ подчиняется государственному регулированию и управлению, государство формирует политику туризма. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.), а также в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 г. (2008 г.). Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство регулирует развитие туризма, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства с позиций нормативно-правового регулирования. Политическая власть аналогично экономическим факторам имеет возможности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфере туризма правовые акты) и опосредованного (политический курс страны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм.

Сложившаяся к настоящему времени система отражает происходящий в России процесс перехода от сверхцентрализованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности. Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любому предприятию независимо от форм собственности. Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический (рис. 1).

Рисунок 1. Организация управления индустрией туризма в России Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - С. 52

Макроэкономический уровень

На этом - федеральном - уровне к субъектам управления туризмом относятся Президент РФ, Государственная дума РФ, Правительство РФ, Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по физической культуре и спорту Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При Президенте РФ существует Совет по физической культуре и спорту, который должен обеспечивать:

Разработку основ государственной политики в сфере спортивного туризма;

Участие в разработке законодательства РФ по спортивному туризму;

Координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере спортивного туризма;

Анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Совета по физической культуре и спорту носят рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.

В высшем законодательном органе - Государственной думе РФ - в 2003 г. законодательное обеспечение туризма было отнесено к ведению Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, а ранее осуществлялось специальной Комиссией по спорту и туризму. В структуре комитета функционирует подкомитет по развитию рынка туристских услуг, создан Экспертный совет, в который вошли ведущие представители турбизнеса и государственных органов.

Общее руководство туристским комплексом, проведение туристской политики осуществляет Правительство РФ.

Согласно статье 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», туризм и санаторно-курортная сфера являются частью социальной сферы России и представляют собой единый объект государственного регулирования. В Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.) отмечается: «Правительство Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха». В соответствии с общераспространенной мировой практикой и международными правовыми актами санаторно-курортное лечение относится к категории лечебно-оздоровительного туризма, который в случае его субсидирования государством является также видом социального туризма.

Целью туристской политики является обеспечение конституционного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий посредством создания в Российской Федерации конкурентоспособной туристской индустрии, способной к саморазвитию и обеспечивающей высокий уровень жизни россиян.

Туристская политика должна строиться на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации, а также социальных и экономических показателей и исследований российского и зарубежного туристских рынков.

Приоритетными направлениями туристской политики должны быть внутренний, въездной и социальный туризм, включая лечебно-оздоровительный, спортивный, этнокультурный, экологический.

Органы управления туристской отраслью РФ в период 1991-2004 гг. претерпевали постоянную реорганизацию (табл. 1).

Таблица 1. Хронология реорганизаций государственных органов управления туристской деятельности в Российской Федерации Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - С. 53

Российская акционерная компания по иностранному туризму

Министерство культуры и туризма РФ Комитет РФ по туризму (Роскомтуризм)

Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму

Комитет РФ по физической культуре и туризму

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму

Российское агентство по физической культуре и туризму

Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму

Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму

Департамент туризма в составе Министерства экономического развитая и торговли РФ

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму в составе Министерства здравоохранения и социального развития

Федеральное агентство по туризму

18 ноября 2004 г. был принят Указ Президента РФ, утвержденный положением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901, о создании Федерального агентства по туризму, напрямую подчиненного Правительству РФ.

Федеральное агентство по туризму является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, занимающимся проведением государственной политики, нормативно-правовым регулированием, оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере туризма.

Центральные экономические ведомства, например Федеральная таможенная служба страны, выполняют важные функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области государственной экономики. На эту службу возложены организация таможенного и валютного контроля, издание нормативных актов по таможенным вопросам. Данные вопросы для развития туризма являются немаловажными.

Существенную роль в регулировании турбизнеса играют Министерство финансов и Центральный банк РФ, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, издают нормативные документы по этим вопросам.

Основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Защита прав потребителей туристских услуг;

Создание правовых условий для эффективного функционирования туристского рынка, в том числе для привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов туристского показа, гостиниц, а также инфраструктуры, необходимой для развития туризма;

Поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма; создание конкурентоспособной среды, не допускающей развития монополизма;

Продвижение российского туризма на международном рынке;

Сохранение и защита памятников культуры;

Сохранение культурной самобытности народов России;

Устойчивое развитие туризма.